Без категории
-
Гербова Е.Ю
Применение подвижных игр при начальном обучении плаванию
Е. Ю. Гербова,
педагог дополнительного образования детей
ГБОУ ДОД НАО
Дворец спорта для детей и юношества «Норд»
Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия. Роль игры при занятиях плаванием с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок не задумываясь выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.
Хочется рассмотреть особенности применения игрового метода и содержание некоторых игровых упражнений, в частности, эстафет, которые могут использоваться педагогом дополнительного образования при обучении детей плаванию. Особенно, кто испытывает сложность в освоении с водой, по сравнению с основной массой сверстников.
Используемые мною некоторые педагогические приемы проведения игр и эстафет позволяют не просто изучать, совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширять диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде. Мой опыт работы с детьми в учебном бассейне Дворца спорта «Норд» показал, что при работе с детьми дошкольного возраста с их неустойчивой психикой, ослабленным вниманием и трудностями концентрации внимания, эти приемы наиболее эффективны.
На этапе освоения с водой показал свою высокую эффективность такой педагогический прием как выполнение упражнений без потери физического контакта между членами команды при проведении эстафет. Дети одной команды держатся друг за друга при движении вдоль бассейна. Ощущение поддержки, чаще всего за пояс, позволяет детям чувствовать себя безопасно, что особенно важно на начальном этапе освоении с водой. Как только дети развивают способность самостоятельно и свободно передвигаться по площади бассейна, такая эстафета используется реже. (Например: игроки команды, друг за другом спускаясь в бассейн, берут за пояс предыдущего. Их задача – как можно быстрее пройти по дну бассейна «паровозиком» не расцепившись. Если дети падают или теряют контакт друг с другом, команда возвращается к началу действия. Такое взаимодействие способствует дружбе и товариществу детей).
Следующий педагогический прием – использование упражнений с предметами. Использование вспомогательных средств при обучении плаванию не вызывает вопросов и широко применяется. В нашем бассейне кроме классических плавательных досок и надувных приспособлений, используется также новое спортивное оборудование: колобашки, лопатки на руки, ласты и др. Используя разнообразное спортивное оборудование, дети без боязни осваивают все пространство бассейна, не боясь отрываться от бортика. Также это спортивное оборудование используется для проведения игр и эстафет. Дети очень любят использовать их и во время свободного плавания. Считается, что при улучшении техники движений потребность в поддерживающих средствах снижается. Однако опыт показывает, что поддерживающие средства можно использовать не только собственно для поддержки плавучести ребенка, но и для расширения арсенала двигательных возможностей детей, развития их изобретательности в воде и овладения собственными приемами передвижения в воде. Правильно поставленная техника плавания недостаточна для того, чтобы обеспечить комфорт и выживаемость в воде в последующей жизни детей. Наблюдая за поведением детей во время свободного плавания, я заметила, что они соревнуются за обладание предметами, и с огромным удовольствием и изобретательностью их используют. Использование эстафет с предметами показало, что дети настолько увлекаются достижением поставленной цели, что перестают бояться воды, не теряются, когда с ними что-то происходит (случайное столкновение, или если необходимо сделать сложное движение).
Известно, что, увлекшись игрой, дети часто не думают о выполнении педагогической задачи, которую ставит перед ними педагог, и если педагог не будет обращать внимание на их движения, ошибки в технике могут стать привычными и закрепятся. Педагогический прием, который предлагается, заключается в том, что победа в эстафете присуждается поэтапно, и только той команде или пловцу, который не только быстрее других преодолеет нужное расстояние, но и выполнит движения наиболее правильно. (Например: держа в одной руке маленький мяч, ребёнок выполняет гребок другой рукой. Требуется соблюдать технику гребка (правильный вход руки в воду, длину гребка, траекторию, пронос над водой). Эстафеты повторяются несколько раз, чтобы добиться нужного качества гребка. После каждого этапа я обращаю внимание на правильное выполнение элементов, и дети нацеливаются на еще более лучшее исполнение движений, чтобы опередить соперников. Промежуточные победители не поощряются, и победителем объявляется только команда, выигравшая с наилучшей техникой гребка).
Следующий педагогический прием - это изобретение детьми упражнений, новых игр и эстафет. Свободное плавание обычно используется в заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. Я использую это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов. Кроме того, детям часто даются задания на изобретение новых игр. Для спортивного творчества используются не только круги и доски, но и различные спортивные предметы: ласты, мячи, игрушки.
Игры на воде – самый эффективный способ научить детей не бояться воды, освоиться в ней, получить первые навыки плавания.
-
Панарин В.В
Методика развития экстремальной мышечной гипертрофии
Подготовил: тренер-преподаватель ДЮЦ «Лидер»
По бодибилдингу Панарин В.В.Для создания и отработки методики развития экстремальной мышечной гипертрофии нам пришлось обратиться к двум основным принципам: строение мышечной ткани и рационализм. Необходимо было выбрать наиболее значимые по своему размеру, а также способные к максимальному динамическому развитию субклеточные элементы и отыскать наиболее специфичные средства их развития. Предполагая, что эти средства будут попутно позитивно влиять на рост и более мелких структур; в противном случае мышечная клетка, поперечно-полосатая мускулатура и весь организм не был бы целостным образованием, биосистемой, способной к автономному функционированию.
Итак, митохондрии, миофибриллы и саркоплазма по различным данным занимают от 20 до 30% объема мышечной клетки и обладают способностью к значительному увеличению своей массы.
Гипертрофии фибриллярного аппарата способствует силовая работа со значительными отягощениями с акцентом на преодолевающей фазе движения, время подъема снаряда от двух до четырех секунд в 5-8 повторениях. Увеличение времени подъема штанги свыше 4 секунд приводит к снижению рабочих весов, менее резкому падению уровня АТФ в рабочих мышцах. Такая работа должна проходить в фосфагенном режиме анаэробного ресинтеза АТФ, что лимитирует продолжительность подхода временными рамками в 20-30 секунд.Увеличение объема саркоплазмы напрямую связано с улучшением трофики мышечной ткани, что обеспечивается открытием резервных капилляров. Удержание жидкости в клетке обеспечивается, главным образом, за счет высокого онкотического давления коллоидных белков саркоплазмы и высоким уровнем запасенного гликолена.
Практически тренинг, направленный на увеличение объема саркоплазмы выглядит как работа в режиме непрерывного мышечного напряжения по 2-3 секунды на позитивную и негативную фазы движения в 15-30повторениях.
Одновременно работа в таком режиме способствует тренировке ферментных систем, ответственных за расходование и накопление гликогена мышечной тканью. Анатомическая сложность мышечной ткани предполагает необходимость применения широкого арсенала методов воздействия на мышечный аппарат.И, наконец, самым напряженным и трудоемким является тренинг, направленный на развитие гипертрофии митохондриального аппарата мышц, поскольку именно митохондрии в наибольшей степени способны функционально-ферментативной оптимизации своей работы. Однако, выраженная гипертрофия митохондриального аппарата, кроме значительной прибавки в мышечной массе, дает очень существенное увеличение производства АТФ, что проявляется как в колоссальном приросте спортивной и общей работоспособности, так и заметном ускорении восстановительных процессов и увеличении размеров прибавок.
Для максимальной гипертрофии митохондриального аппарата в тренинге необходимо соблюсти два условия: максимально резкое падение уровня АТФ в прорабатываемой мышечной группе в сочетании с ее максимальной ишемизацией.Этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяет работа в режиме непрерывного напряжения с 1-2 секундной паузой в точке максимального мышечного сокращения.
При тренинге мышечных групп с преобладанием быстросокращающихся волокон: 3-4 секунды на подъем снаряда и 2-3 секунды - на опускание. Продолжительность подхода 30-60 секунд.
При проработке мышечных групп с выраженным преобладанием медленносокращающихся мышечных волокон: 5-6 секунд на подъем снаряда и 4-5 секунд - на опускание.
Во избежание развития рефлекторно-гипертензионного синдрома, время, затрачиваемое на выполнение одного повторения, не должно превышать 10 секунд. Продолжительность подхода - 90-120 секунд.
При проработке мышечных групп без явного преобладания какого-либо типа волокон: 4-5 секунд на подъем снаряда и 2-3 секунды - на опускание. Продолжительность подхода составляет 60-90 секунд.
Методики для развития основных структур саркомера можно применять как в разных подходах одного упражнения, разных упражнениях одной тренировки, так и в виде специфических микро- и даже мезоциклах. Одним словом, возможностей для творческой интерпретации данной методики великое множество.Выводы:
Биохимической основой для развития гипертрофии поперечнополосатой мышечной ткани служит резкое падение уровня АТФ в саркоплазме мышечного веретена.Анатомическая сложность мышечной ткани предполагает необходимость применения широкого арсенала методов воздействия на мускулярный аппарат, для развития всех основных микроструктур, ответственных за размер и силу мышц.
Каждая из субклеточных структур мышечной ткани требует специфических методов воздействия.
Экстремальная мышечная гипертрофия возможна только при максимальном развитии всех субклеточных структур, с сохранением физиологического соотношения между ними. Только в этом случае можно говорить о приближении к генетическому потенциалу.
-
Кривова О.З
Кривова Ольга Зинуровна,
методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый
дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»,
г. Нарьян-Мар
Методические рекомендации
к проведению Дня России в летнем спортивно-оздоровительном лагере
День России был поведен с воспитанниками ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта «ТРУД» - участниками летнего спортивно-оздоровительного лагеря в июне 2013 г.
В лагере было организовано 3 отряда: девочки-фигуристки (1 группа) и мальчики- хоккеисты (2 группы). Возраст детей в среднем 8-11 лет.
Празднование Дня России было организовано в виде игры по станциям.
Первая станция – «Героическая» (герои России),
Вторая станция – «Песенная» (песни о Родине, России)
Третья станция - «Народная» (обычаи, пословицы, поговорки).
Руководили тематическими станциями педагоги дополнительного образования и методист.
Цель: гражданское воспитание детей,
Задачи:
знакомство с историей государственного праздника День России,
формирование правильного поведения детей в ситуациях, где используются символы России,
создание положительных эмоций детей при работе с материалом гражданско-патриотического характера символы, песни, пословицы и поговорки и т.д.)
Ход мероприятия.
Отряды собираются в игровом зале, выстраиваются. В зале стоит подставка с флагом России, штандартом Президента РФ и знаменем Победы.
Ведущий:
Ребята! Сегодня празднуется День России. Это день рождения нашей страны. Почему этот праздник пришелся на 12 июня? .
Эта дата дважды знаменательна: 12 июня 1990 года, еще во времена СССР, первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Тогда бывшие союзные республики, входившие в состав СССР, становились независимыми и приобретали новые названия. Российская Федерация тоже закрепила название и символы нового государства. А ровно год спустя, 12 июня 1991 года, состоялись первые в истории России всенародные прямые открытые выборы президента, на которых победил Борис Николаевич Ельцин.
Ведущий подходит к стойке со знаменами.
Посмотрите на флаг России. Он представляет собой прямоугольное полотнище с бело-сине-красными горизонтальными полосами. Похожие полосы на флаге Франции, Голландии. Чтобы не ошибиться, надо помнить слово «Бейсик». Эта расшифровка поможет вам всегда узнать флаг нашей страны и определить правильно порядок полос на флаге сверху вниз: бело-сине-красная полоса.
Посмотрите также на Президентский штандарт. Это квадратное полотнище, где на фоне флага России размещен герб страны – двуглавый орел. После принесения присяги Президентом Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле и означает, что Президент находится на рабочем месте.
Для ваших бабушек, дедушек, для многих ваших родителей очень дорог еще один символ России - Знамя Победы. Знамя Победы — штурмовой флаг Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на куполе рейхстага в Берлине] военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария . По внешнему виду Знамя Победы — это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР – красное полотнище с изображением серебряной пятиконечной звездой, серпом и молотом и надписью: «150 стр. ордена Кутузова II ст. идрицк. див. 79 C.К. 3 У. А. 1 Б. Ф.» (150-я стрелковая ордена Кутузова II степени идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.»). Это Знамя сопровождает все торжественные мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной.
Ведущий:
Что еще является символами России? (Дети называют герб, гимн. Если время позволяет, можно задать вопросы об этих символах и присудить баллы тем, кто отвечает правильно и наиболее полно).
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведем игру по станциям, посвященную Дню России. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы. (Капитаны получают листы, где указана последовательность, место проведения и контрольное время прохождения станций).
Ведущий:
Вы пройдете станции «Героическая», «Песенная», «Народная». На станциях вас ждут педагоги, которые предложат вам выполнить интересные задания. Вам надо выполнить их правильно, дружно и организованно. На старт, внимание, марш!
(команды расходятся по станциям).
Содержание работы на станциях:
-Песенная – вспомнить как можно больше песен о Родине, России и спеть по 1 куплету, в конце педагог предлагает команде хором спеть одну из песен на выбор детей, тексы песен выдаются каждому ребенку. Оценивается количество песен, которые дети могут вспомнить и напеть, а также оценивается хоровое пение ( критерии – могут ли петь вместе, стараются ли или стесняются, может ли капитан руководить командой, попадают ли в мелодию).
-Героическая - детям необходимо назвать как можно больше легендарных (исторических) личностей от Древней Руси до современных героев России, рассказать о них (педагог на всякий случай имеет рассказ о 2-3 героях различных эпох, однако в нашем случае этого не понадобилось. Дети рассказывали о русских богатырях, героях войн, выдающихся спортсменах, космонавтах).
-Народная – команде необходимо вспомнить как можно больше пословиц, поговорок о родине, отчем доме, родной стороне, а также обычаи и традиции русского народа и народностей, проживающих на территории России. (Педагог на всякий случай имеет раздаточный материал с пословицами и поговорками. Поскольку предполагалось, что дети будут испытывать затруднения с пословицами и поговорками, то уже при работе с первой группой задание было облегчено – детям были выданы карточки с пословицами и поговорками, предлагалось их прочитать, запомнить и назвать по памяти как можно большее количество).
Для работы на каждой станции давалось 5 -7 минут. Педагоги оценивали работу команд в баллах (от 1 до 10 баллов), затем все команды снова собрались в игровом зале.
Ведущий: Ребята! Как вам работалось на станциях? Какие были самыми интересными? Какие – самыми трудными? (Организаторы выслушивают мнения детей.)
Ведущий: По итогам игры по станциям определился победитель (называет команду, поздравляет).
Ведущий:
Какой же день рождения без подарка? Я предлагаю командам встать в малые круги и обсудить, какой символический подарок команда хочет подарить своей Родине в день ее рождения? Три минуты на шум.
(Команды совещаются, затем капитаны «дарят» символический подарок России». В нашем случае это были: 200 олимпийских медалей в Зимней Олимпиаде в виде пьедестала и кубков, в котором лежат медали; жизнь без войны и терактов в виде солнца и веселей музыки; счастье детям и их родителям в виде образа счастливой семьи: мама, папа и двое детей.
Ведущий: Именинникам всегда поют песни. А мы закончим наше мероприятие самой главной песней России – гимном. Я напоминаю, что гимн – это символ России, и при исполнении гимна все должны встать и исполнять гимн торжественно. Кроме этого, военные отдают честь, штатские мужчины, юноши и мальчики обязаны снять головной убор. Знать текст гимна своей страны – это обязанность каждого гражданина.
(все исполнят гимн, текст проецируется на стену через видеопроектор)
Ведущий:
Спасибо всем за участие, до свидания.
(команды расходятся)
Использованная литература и материалы:
1.Символы России, Википедия
2. В.И.Даль. Избранные пословицы русского народа. М, Олма-Медиа-Групп, 2012 г.
3.Сборники песен для детей.
Приложения:
1.Маршрутный лист
2.Тексты песен (раздаточный материал)
3.Пословицы и поговорки ( раздаточный материал)
Приложение № 1
Маршрутный лист
Команда «ТРУД»
№
Станция
баллы
руководитель
1
Песенная (зал хореографии 2
Героическая (шахматный клуб 3
Народная ( игровой зал ___________________________________________________ Маршрутный лист
Команда «СТАЛКЕРЫ»
№
Станция
баллы
руководитель
Народная ( игровой зал 2
Песенная ( зал хореографии 3
Героическая (шахматный клуб __________________________________________________
Маршрутный лист
Команда «Стрекозы»
№
Станция
баллы
руководитель
1
Героическая (шахматный клуб 2
Народная ( игровой зал 3
Песенная (зал хореографии Приложение № 2 и Приложение № 3
-
Кривова О.З., Дзюба Э.В.
Дзюба Э.В., педагог дополнительного образования,
Кривова О.З., методист
ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец
спорта для детей и юношества «ТРУД»
Работа с родителями юных хоккеистов
Мальчиков чаще всего приводят в хоккей родители, и на первых порах они больше, чем их дети, заинтересованы в том, чтобы их ребенок удержался в секции. Через некоторое время, если все «срастётся», ребенок тоже «заболевает» хоккеем, и тогда получается очень хорошая связка «педагог - ребенок-родитель».
Что из себя представляют родители хоккеистов? Это папы (иногда дяди или дедушки), которые в свое время играли в хоккей или для которых хоккей был несбыточной мечтой. Многие из них, в связи с созданием Любительской Хоккейной Лиги, тоже пришли в Ледовый дворец спорта «ТРУД» и играют в Ночной Хоккейной Лиге. У нас сейчас есть несколько семей, где папы (или дяди, дедушки) играют в ночной хоккей, а дети (племянники, внуки) занимаются в учебно-тренировочных группах.
Это семья Протасовых, Песковых, Аншуковых, Гусевых, Парфеновых, Запаловых, Наумовых, Рыбицких, Даниловых, Родновых, Шемелайтис.
Понятно, что в такой ситуации родители и родственники присутствуют почти на всех детских тренировках, делают зачастую ребенку «разбор полетов» круче, чем тренер, следят за выполнением режима и всячески помогают юному спортсмену.
Они с удовольствием принимают участие в детских мероприятиях. Так, в ноябре 2012 г. на ледовой арене состоялся хоккейный праздник «Суперскиллз по-нашему». В индивидуальных соревнованиях хоккеистов на точность, силу, технику выступали и дети, и юноши, и взрослые хоккеисты, среди которых было немало родителей юных участников. Конечно, это было очень ответственно выступать перед зрителями и показывать свои личные хоккейные качества, но итог был очень показательным: опытные хоккеисты тоже ошибались, волновались, и в некоторых конкурсах дети проявили себя более успешно. Совместное мероприятие сблизило участников, повлияло на семейные отношения, об этом говорили потом и дети, и родители.
Чтобы не терять этот опыт, в конце учебного года мы организовали товарищеский матч между детьми и родителями. В этом матче дети выиграли у родителей со счетом 11:8. Это был настолько необычный формат, что он заинтересовал окружную прессу, и мы потом прочитали в газете «Выбор НАО» от 31 мая 2013г. статью под названием «Как отцы и дети на льду встретились». Журналист, который общался с участниками этого необычного матча, очень правдиво описал то настроение, которое царило во время игры.
Подобные мероприятия укрепляют семейные отношения, создают общность интересов. Родители понимают все сложность обучения хоккею, они находятся постоянно рядом с ребенком и педагогом, прислушиваются к рекомендациям тренера.
Совсем недавно прошли собрания родителей детей 2003-2004 г.р., где был создан родительский комитет. Родители ставят своей целью обеспечить выезд детей на соревнования. Они очень заинтересованы в выездных соревнованиях и готовы вкладывать собственные средства в поездки и искать спонсоров.
Плановая и целенаправленная работа с родителями дает несомненный воспитательный результат и положительно сказывается на качестве подготовки юных хоккеистов.
-
Кривова О.З
Итоги работы проблемной площадки по теме
«Когда нет отбора, есть только набор…»
Проблемная площадка педагогов дополнительного образования спортивной направленности состоялась на базе ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД» 21 мая 2013 г. Ведущий проблемной площадки – Кривова Ольга Зинуровна, методист Ледового дворца спорта.Для учреждений дополнительного образования, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, характерным является тот факт, что количество предложений для занятий детьми спортом и творчеством полностью удовлетворяет запросам детей или даже уже превышает их. Поэтому ни о каком конкурсном отборе детей в группы для занятий спортом нет речи, есть только набор. С постоянным ростом учреждений дополнительного образования, открытием новых групп, появлением новых видов спорта возникла ситуация реальной конкуренции педагогов за детей. Конечно, основной фактор, который удерживает ребенка в группе много лет, – это личность педагога (тренера), его мастерство. За хорошим педагогом дети переходят, даже если он меняет место работы.
Но сегодня я предлагаю поговорить о том, какие приемы и методы используете вы на первом этапе, когда агитируете детей заняться своим видом спорта и прийти именно к вам в группу, и какими приемами потом сохраняете воспитанников? Какие приемы срабатывают?
Козырев А.Н., педагог МБОУ ДОД «Старт». Дойдя до определенного уровня, дети могут уходить из спорта, если нет выездов на соревнования. Получив юношеские разряды, воспитанники должны добиваться взрослых разрядов, а это возможно только при выезде за пределы округа. Когда таких соревнований мало, и выезжающих детей из-за дороговизны поездок мало, то перспектива заниматься у них пропадает. Так что основной прием – это выезды на соревнования.
Ардеев А.И., педагог МБОУ ДОД «Старт». Я занимаюсь таэквон-до, и тренеры нашего направления активно используют рекламу (афиши, красочные объявления о наборе в группы). Мы также посещаем родительские собрания в школах и в детских садах, агитируем родителей. С удовольствием принимаем участие в праздниках, корпоративных вечерах с показательными выступлениями юных спортсменов, устраиваем зрелищные вещи перед соревнованиями. На последних городских соревнованиях мы не только награждали победителей, но и поощряли тех, кто стабильно занимается.
Андрюков А.Ю. педагог ГБОУ ДОД НАО «Дворец спорта «Норд». Очень эффективная вещь для развития воспитанников и их мотивации к спорту - выездные спортивные лагеря. Вывозить надо не только ребят, показывающих высокие спортивные результаты, но и тех, кто регулярно посещает секцию. Только бюджет не в состоянии обеспечить спортсменов всех видов спорта выездными лагерями.
Речкова Т.Э. ГБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер». Для такого вида спорта, как лыжные гонки, очень важна генетическая предрасположенность ребенка. Поэтому мы, тренеры, работаем в первую очередь с лыжными семейными «династиями». Когда пример родителей перед глазами ребенка, то он осознанно занимается лыжами, да и родители тут первые помощники тренеров. Также необходимо сказать о профориентации. Когда ребенок показывает хорошие спортивные результаты, к нему присматриваются, и он может получить приглашения в спортинтернат или даже УОР (училище олимпийского резерва). По крайней мере, в нашем опыте есть такой случай. А это уже – профессиональная подготовка спортсмена, потому что после училища он выйдет уже дипломированным специалистом – тренером. Этот довод тоже может сильно замотивировать и детей, и родителей.
Палешева Г.А. ГБОУ ДОД НАО «Дворец спорта «НОРД». Мы работаем с детьми от 4 до 7 лет, и начинаем оздоровительную работу еще с детского сада. У нашего учреждения тесные связи с дошкольными учреждениями, расположенными в шаговой доступности от Дворца спорта «Норд». Наши педагоги ведут там оздоровительные занятия, присматриваются к детям, дают им понятия о различных видах спорта, дают элементарные понятия, такие, как ведение мяча, бросок, ловля. В итоге, когда дети приходят в школу в 1 класс, почти 80% детей приходят в секции Дворца спорта «Норд». Мы не с родителями работаем, а с детьми, которые уже потом приводят родителей знакомиться с тренерами. Для привлечения детей важен сам вид спорта: дети любят игровые виды, важны соревнования, их атмосфера, болельщики, СМИ. Сегодня на авторитете баскетбола положительно влияют соревнования школьных команд «КЭС-баскет», на которые приезжают знаменитые баскетболисты, они очень много делают в популяризации баскетбола.
Кривова О.З. Я хочу рассказать, как с озвученными проблемами работают педагоги Ледового дворца спорта «ТРУД». Не секрет, что наш микрорайон – школа № 2, самая маленькая по численности школа города. Из 200 учащихся 100 человек приходят в Ледовый дворец, остальные дети приезжают из города и пос. Искателей. И если фигурного катания и хоккея нет в других учреждениях, то группы настольного тенниса, пауэрлифтинга шашек и шахмат дети могут посещать поблизости от своего дома.
Настольный теннис – тяжелый и не очень популярный вид спорта в нашем округе. Он воспринимается многими как офисная забава в перерыв, хотя этот вид спорта требует огромной координации, многочасовых отработок упражнений и подач. Педагог дополнительного образования Мамай И.М. столкнулся с такой проблемой: в одной из его спортивно – оздоровительных групп –девочки подростки не очень спортивного типа, для них более важным является общение и поддержка своего тела в тонусе, соревнования для них являются даже некоторым стрессом. Чтобы удержать их в группе, он решил в следующем году усилить внеурочную деятельность в этой группе и запланировать выездные соревнования и товарищеские встречи с юными теннисистами с. Красное, Тельвиска, и возможно, с. Коткино. Педагог уверен, что эти поездки-путешествия дадут какой-то новый импульс для развития детского коллектива и повлияют положительно на сохранность контингента этой группы.
Кожевин Ф.М., педагог Ледового дворца спорта «ТРУД», занимается шашками и шахматами, интеллектуальным видом спорта. В течение ряда лет шашки и шахматы не очень культивировались в округе, особенно в детской и молодежной среде. За прошедший год ему удалось сформировать 4 группы: две занимаются на базе Ледового дворца, две – на базе школы № 5 г. Нарьян-Мара. Для привлечения воспитанников педагог кардинально переделал план работы на следующий год в части организации соревнований. В прошлом учебном году все соревнования были внутренние, в текущем учебном году впервые были проведены открытые соревнования по шашкам и шахматам, которые привлекли большое количество участников соревнований из городских школ. В следующем году по согласованию с Федерацией шахмат НАО в план введены новые соревнования, рассчитанные на детей: личное Первенство г. Нарьян-Мара по шашкам и шахматам, Чемпионат и Первенство города Нарьян-Мара по русским шашкам, Чемпионат НАО по шахматам ( без ограничения возраста).
Местом проведения соревнований определен Ледовый дворец спорта «ТРУД». Педагог уверен, что более высокий статус соревнований привлечет ребят разных возрастов из разных школ и средних специальных заведений и даст им стимул для занятий интеллектуальным спортом.
Опыт проведения спортивных праздников, например, хоккейного праздника «Суперскиллз по -нашему», позволяет утверждать, что эта форма работы тоже положительно сказывается и на привлечение, и на сохранение детей в учебно-тренировочных группах по хоккею. В практике Ледового дворца «прижились» также спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, в проведении которых одинаково задействованы и фигуристы, и хоккеисты, и участники вокальной группы «Конфетти». Такие праздники позволяют детям и их родителям почувствовать себя частью всего коллектива Ледового дворца и испытать положительные эмоции.
Выводы: для привлечения детей в группы спортивной направленности и сохранения контингента детей эффективными способами работы педагогов (тренеров) являются:
-распространение афиш, буклетов (вид спорта, педагог, успехи воспитанников)
-рекламные ролики по ТВ, радио
-встречи с родителями
-встречи с детьми в школах
-работа со спортивными семьями (династиями)
-показательные выступления юных спортсменов на массовых мероприятиях и праздниках
-спортивные праздники, широкое освещение их в СМИ,
-поощрение детей и родителей (грамоты, благодарственные письма)
-соревнования, особенно выездные,
- организация новых соревнований с повышенным статусом (например, межмуниципальные)
- возрождение старых соревнований и традиций
-сборы, лагеря,
-усиление воспитательной работы с детьми
-
Кривова О.З
Кривова О.З.,методист ГБОУ ДОДНАО «Ледовыйдворец спорта длядетей и юношества«Труд», г. Нарьян-Мар
Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
С 1 сентября 2011/2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Согласно ФГОС, в примерных учебных планах в начальной школе выделяются часы на внеурочную оплачиваемую деятельность, и при этом определены шесть её направлений:
1. спортивно-оздоровительное —3 часа;
2. общекультурное (художественно-эстетическое) —2 часа;
3. научно-познавательное —2 часа;
4. военно-патриотическое —2 часа;
5. социальное (общественно полезная деятельность) —2 часа;
6. проектная деятельность —1 час.
Как распределили школы эти часы в2012 году? Если проанализировать первый опыт реализации ФГОС в разных регионах России через Интернет, то можно выявить две тенденции.
Первая— учителя начальных классов пытаются все эти часы взять на себя и сами организуют внеурочную деятельность по указанным направлениям, иногда привлекая учителя физкультуры или педагогов старших классов, т.е. внеурочная деятельность практически не выходит за пределы школы.
Вторая тенденция —для организации внеурочной деятельности привлекаются педагоги домов детского творчества, домов культуры, музеев, реже —учреждения дополнительного образования спортивной направленности, так как это направление чаще передается школьному учителю физкультуры.
Что в этой ситуации надо делать учреждениям дополнительного образования? Активнее предлагать свои образовательные программы педагогам школ, родителям, детям.
Сильные стороны дополнительного образования: имеющаяся специальная материально-техническая база, умение педагогов создавать образовательные программы, разнообразие видов деятельности, предлагаемых детям и родителям.
Слабые стороны: необходимость работать с полным классом без привычного распределения детей на группы по видам увлечённости.
Педагоги ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «Труд» имеют опыт организации занятий на ледовой арене с учениками начальных классов близлежащих школ в рамках «третьего урока физкультуры». Они разработали специальные образовательные программы, ориентированные отдельно на мальчиков и девочек. Когда класс приходит на занятия, то с девочками по программе «Фигурное катание» занимается педагог по фигурному катанию. Одновременно на другой половине арены педагог по хоккею с шайбой обучает мальчиков навыкам катания, скольжения, торможения, владению клюшкой и прочим приемам игры в хоккей. Изначально рассчитанная на 42часа программа потребовала дальнейшей корректировки, так как некоторые классы 1сентября 2012года пришли на «третий» урок физкультуры второй раз.
Исходя из этого опыта, легко можно смоделировать виды работ, которые могут предложить учреждения дополнительного образования г. Нарьян-Мара и пос. Искателей школам округа для эффективной реализации внеурочной части ФГОС. Например, в военно-патриотическом направлении может быть создана модульная программа, в которой будут задействованы три педагога —для блока «Стрельба», блока строевой подготовки с элементами плац-парада, блока обучения приемам самообороны. Модульную программу могут составить педагоги спортивной направленности, например: оздоровительная гимнастика или фитнес (девочки), футбол/бокс/, атлетизм (мальчики). Или как вариант: настольный теннис — девочки, бодибилдинг— мальчики. В модульной программе могут быть задействованы педагоги спортивной и художественно-эстетической направленности, например: футбол —мальчики, танцы —девочки.
Довольно сложно, как показала практика 2011 года, в рамках ФГОС реализуется проектное направление. Если образовательная программа будет написана достаточно профессионально, многие спортивно-оздоровительные мероприятия могут стать проектами. Так, возможно реализовать проектные модули программы «День здоровья круглый год»:
1. Игра по станциям «Золотая осень» (сентябрь)
2. Чемпионат по лапте (октябрь)
3. Копилка народных уличных игр (казаки-разбойники, сыщики и проч.) (ноябрь)
4. Строительство зимних сооружений (крепости, иглу, фигуры) (декабрь)
5. Праздник «Зимние забавы»( кайтинг, сноуборд, «ватрушки») (январь)
6. Плац-парад или «Зарничка» (февраль)
7. Праздник тихих игр (шашки, шахматы, нарды, ненецкие шахматы и др.) (март)
8. Лыжный праздник (апрель)
9. Чемпионат по игре в «городки» (май).
Спроектировать можно какой-либо спортивный праздник, хотя этот формат педагоги спортивной направленности не очень часто используют. В частности, в Ледовом дворце спорта «Труд» стал традиционным спортивный праздник «Суперскиллз по-нашему». Это индивидуальные соревнования хоккеистов, которые мы подсмотрели в КХЛ и которые проводятся перед матчем всех звезд. Мы провели праздник, посвященный 40-летию супер серии игр СССР–Канада. В индивидуальных конкурсах соревновались юные хоккеисты — воспитанники Ледового дворца спорта «Труд», члены молодежной сборной округа, ветераны хоккея. С творческими номерами выступили юные фигуристы и члены вокальной студии Ледового дворца. Праздник имел большой общественный резонанс. Думается, что таким же зрелищным и ярким может быть и футбольный праздник, и праздник, посвящённый любому виду спорта. Проект из нескольких подобных модулей может быть предложен школе в рамках ФГОС. В результате реализации такой программы дети получат цельное понимание того, как рождается идея проекта, как она облекается в план, проследят этапы подготовки, распределение обязанностей по реализации проекта.Проектной эта деятельность станет только в том случае, если педагог в программе четко обозначит задачи учащихся в её реализации: понимание структуры проектов, умение планировать ход подготовки и проведения каждого мероприятия, анализ проведенного мероприятия, выступление в роли организаторов и т.д.
Отдельно хочу сказать о социальной направленности, которая тоже вызывает затруднения. В зависимости от того, как написана программа и как сформированы ее цели, многие спортивные программы могут стать социально ориентированными. Например, занятия различным видам борьбы. Думаю, что педагоги, ведущие это направление, могут пройти необходимые курсы и получить сертификат, позволяющий обучать детей некоторым приемам самообороны. Но, безусловно, при создании соответствующей программы. Интересным мог бы стать социальный проект по формированию «фанатских групп». Цель—создать на базе класса группу поддержки, научить «болеть» на соревнованиях красиво, благородно. Результат данного проекта — рождение шоу-команды, которая может быть востребована организаторами различного уровня при проведении массовых спортивных праздников.
При творческом подходе педагоги дополнительного образования должны стремиться к тому, чтобы дети через реализацию внеурочной части ФГОС уже в начальной школе смогли посетить учреждения дополнительного образования, познакомиться с педагогами, определиться и уже осознанно сделать выбор для развития своих способностей и таланта в таких учреждениях.
(Статья опубликована в сборнике «Современные научно-методические основы к преподаванию физкультуры в контексте ФГОС нового поколения», Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Архангельск, 2013)
-
Будылина О.А.
Ведение спортивных дневников как метод самоанализа юных фигуристов.
Будылина Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД», г. Нарьян-Мар
Фигурное катание – это один из самых ярких, красивых, завораживающих, и одновременно, очень сложных видов спорта, требующий от спортсмена многогранной и многосторонней подготовки. Особую сложность в данном виде спорта придает то обстоятельство, что навыки катания на льду требуют от организма развитие определенных качеств, (чувство льда, чувство конька, чувство реберности, колоссального развития вестибулярного аппарата, координации движений, сильного самоконтроля всего организма и своих ощущений). К сожалению, они быстро утрачиваются, т.к. не физиологичны для нашего тела. Только многочасовые тренировки, чередующие занятия на ледовой арене и в зале, позволяют этим навыкам развиваться и совершенствоваться.
В деятельности педагога необходима гибкая и многогранная система воздействий, которая создает возможность эффективного влияния не только на мастерство, но и на личность юного спортсмена. Тренер, используя различные по форме и содержанию требования к юному спортсмену, достигает цели в том случае, если учитывает конкретную ситуацию, особенности характера спортсмена. А в данном случае еще приходится учитывать и географические особенности местонахождения спортсменов.
Подготовка спортсменов сильно усложняется тем, что дети севера уезжают на отдых, к солнечным лучам, в начале лета и возвращаются только к сентябрю месяцу. 3 календарных месяца выпадают из работы. И к началу учебного года, многие спортсмены не только теряют былую форму, но и утрачивают свои приобретенные навыки по истечению длительного времени.
Учитывая, что навыки развития владения коньком имели неустойчивый и кратковременный характер (юные фигуристы Ледового дворца спорта «ТРУД» занимались всего в течение 6 месяцев), ситуация их спортивной формы к началу нового учебного года была просто плачевной.
Известие о предстоящих выездных соревнованиях через 1,5 месяца, подвергли всех в шок, но и вместе с тем, подхлестнули к очень активной, плодотворной и обоюдной работе.
Оптимизм придавали трудолюбие детей, усилия воли, огромное желание быть лучшими, и здоровое чувство соперничества между собой. Девочки старались
- расширить и углубить теоретические знания в фигурном катании на коньках. Понимать как ближайшие, так и перспективные цели тренировок;
- планировать занятия не только по объему и интенсивности выполнения упражнений, но и в связи с конкретными целевыми установками на каждое занятие;
- оценивать каждое занятие, с учетом его результативности, анализировать ошибки и причины успехов в процессе тренировки.
Весьма важно было отмечать у них спортивное трудолюбие - способность юного спортсмена к преодолению специфических трудностей.
А в сумме это не так и мало. Работа закипела… Но как еще ускорить процесс подготовки, чтоб к старту предстать во всей форме и красе? Дилемма стояла не из «простых». И ее решению поспособствовал свой опыт спортивной жизни – САМОКОНТРОЛЬ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ!
Известно, что одними из важных компонентов психологической готовности фигуристов различной квалификации к соревнованиям являются самооценка и самоконтроль, формирование адекватности самооценки и самоконтроля, соответствующих реальным возможностям спортсмена, действительному уровню его подготовленности, объективным результатам его деятельности. Отработка соответствующих умений и навыков самооценки в условиях тренировок и соревнований позволяет спортсменам повышать эффективность управления деятельностью в условиях соревновательной борьбы.
Самовоспитание юного спортсмена - его сознательная деятельность, направленная на изменение своей личности, обязательно рано или поздно, принесет свои плоды. Главное его правильно организовать - вот задача, которая стояла первой. Смущало несколько обстоятельство юного возраста спортсменов. Самой старшей девочке 10 лет, младшей всего 8. Но, выбирать, как говориться было некогда. Поэтому из наиболее распространенных способов и приемов самовоспитания были избраны приемы активной саморегуляции эмоциональных состояний: самоконтроль, самоанализ, самооценка, самоотчет. Для этого мы ввели спортивные дневники, куда девочки вносили свои записи относительно тренировок. И - работа с видеотехникой. Запись, полный анализ элементов, прокатов танцев на ледовой тренировке, исправление ошибок и оттачивание движений в зале.
Дневники еженедельно мною проверялись. В них шел письменный диалог с каждой. Важно заметить, что по истечении времени, записи в дневниках значительно изменились. Улавливалась уже нотка взрослой заинтересованности в том, что они делают, как что-то нужно исправить, над чем поработать. Детальный разбор сложных, плохо получающихся элементов происходил не только с помощью физического действия, но и приходилось обдуманно излагать свои действия на бумаге и еще раз осмысливать свои движения. Видеоматериалы помогали им видеть себя со стороны. Ошибки понимались и воспринимались глубже. Каждая старалась тут же их исправить, что-то усовершенствовать. В целом, у девочек, появилось больше осознанности и серьезности в своей работе на тренировках, понимание работы стало более ответственным, дисциплинированным, профессиональным, с большей самоотдачей и целеустремленностью.
Спортивный характер - комплексное проявление особенностей личности. Он складывался и совершенствовался на глазах, что было очень приятно отмечать.
К старту девочки приобрели серьезную «боевую» и психологическую форму. Все это явилось составляющей их успешного выступления на первых в жизни выездных соревнованиях. Двое из девочек стали призерами соревнований, трое – выполнили разряды. Интересно было знакомиться с их самоанализом выступлений на соревнованиях. Осознанием своих ошибок, неудач. И постановками для себя новых целей, помогающих для них преодолеть свою неуверенность, стать лучше, сильнее - а значит, победить в следующий раз.
Адекватная самооценка явилась необходимым качеством спортивного характера моих фигуристок, важным «внутренним» условием достижения спортивного результата.
Дневники мы продолжаем вести, методично заполняя каждую тренировку. Дети растут, ставя и решая перед собой новые цели - записи совершенствуются.
Приятно осознавать, что ты, тренер, способствуешь разностороннему развитию ребенка. Это и совершенствование физического развития, и становление характера будущего взрослого человека. Проходя в условиях учебно-тренировочных занятий, соревнований, определенные испытания, в первую очередь воспитываются волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели. Потому что САМОАНАЛИЗ и САМОКОНТРОЛЬ у этих детей намного совершеннее, чем у обычных сверстников. А все это им, я уверена, пригодится в дальнейшей взрослой жизни!
(Статья опубликована в сборнике «Современные научно-методические основы к преподаванию физкультуры в контексте ФГОС нового поколения», Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Архангельск, 2013)
-
Ткачук В.О.
Спортивная составляющая в спортивных бальных танцах
Ткачук В.О., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Под "бальными танцами" в настоящее время подразумевают словосочетания "спортивные танцы" (СБТ, "спортивные бальные танцы") и "танцевальный спорт". Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standard, Modern или Ballroom), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев.
В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах нельзя танцевать все танцы и все элементы. Высший класс мастерства у танцоров М класса.
Почему бальные танцы можно считать спортом? Потому что они требуют от танцора таких качеств, которые свойственны большинству "настоящих" видов спорта.
1.Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из бальных танцев).
2.Гибкость и координация. Эти качества необходимы в бальных танцах для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.
3.Выносливость. Соревнования по спортивным бальным танцам проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. . Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции. турнира более 30 танцев!
4.Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар). Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.
Часто педагог по спортивным бальным танцам соединяет в себе функции тренера и спортивного хореографа. Он должен поставить танцевально-спортивную вариацию, дать динамику, найти индивидуальность пары, развить артистизм и эмоциональность. Как спортивный хореограф, он должен научить постановке корпуса, укреплению мышечного корсета, пластике и статике позвоночника, работать над постановкой рук, растяжкой для шпагатов, махов, высоких киков, , учить упражнениям на пластику, разрабатывать колени и стопы, заниматься постановкой баланса, учить вращениям, работать над силой ног( заниматься подкачкой мышц, формировать мышечный рельеф), формировать, выносливость и скорость танцевания, учить синхронности в паре.
Правильный подход педагога к детям – это – залог здоровья танцоров, их прогресса, развитие эстетической составляющей спортивно-бального танца и высокий спортивный результат, формирование внутренней культуры ребенка. И поскольку учебный процесс носит коллективный характер, занятия танцами развивает чувство ответственности перед товарищами.
И главное, чему надо, на мой взгляд, учить детей, и в этом отличие от спорта. Детям надо повторять: «Вы должны получить удовольствие от танцев, неважно, уйдете вы с призом и грамотой или нет, сколько танцев выиграли и кто из судей что поставил и почему. Конечно, приятно вспоминать, какое место и где вы получили. Но вы должны вспоминать о конкурсе совсем не это! Воспоминания о том, как классно и с каким характером вы станцевали тот или иной танец на конкурсе - вот правильные воспоминания! То есть в этом танце мы смогли изобразить нежность, в этом - страсть, здесь зритель смотрел на нас так, что не смог закрыть рот, в этом танце движения корпусов были идеально сбалансированы, на одном дыхании и т.д. Вот что надо вспоминать! Бальные танцы - это не физические упражнения, это шоу сложнее театра и оперы, так как танцоры не поют и не говорят во время танца. И вместо пения и речи необходимо выразить чувства только движениями в паре!»
-
Мамай И.М., Кривова О.З.
Формирование лидерских качеств в ходе тренировок настольным теннисом
Мамай И.М., педагог дополнительного образования, Кривова О.З.
ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Настольный теннис – не очень популярный вид спорта в округе и в России в целом. Другие виды спорта привлекают детей зрелищностью, «раскрученностью» в спортивных газетах и программах, теле- и радиоэфирах. Настольный теннис кажется легким видом спорта: столы для настольного тенниса стоят в коридорах учебных заведений, в офисах, в парках и на уличных площадках. И в итоге много людей считают, что они умеют играть в настольный теннис хорошо. Но фокус в том, что эта игра сложная, она требует колоссальной координации всего тела, мгновенной реакции и точности. А эти качества доводятся до автоматизма многолетней работой. И именно эта часть тренировок многом детям кажется неинтересной и монотонной. Ребята, достигнув небольших результатов, уходят в другие виды спорта.
Поэтому я делаю упор на организацию общения в детском коллективе, на формирование лидерских качеств воспитанников в ходе тренировок. Я пытаюсь замотивировать детей другими вещами, которые имеют отношение к общим компетентностям. Я считаю, что главное, что могут взять дети из занятий - это общее физическое развитие, хорошую осанку и спортивную фигуру, умение играть в настольный теннис на достаточном уровне, чтобы в будущем выигрывать офисные соревнования, навыки общения, а также лидерские качества, необходимые в любой работе и в любом коллективе.
Выработка лидерских качеств осуществляется с помощью такого приема: на каждом занятии я поручаю одному из воспитанников провести часть разминки или всю разминку. При таком делегировании полномочий педагога детям это может быть показ, объяснение конкретного упражнения, проведение разминки или части тренировки в целом.
На первых порах детям это давалось с большим трудом. Они стеснялись, говорили нечетко, медленно, с вопросительной интонацией и все время смотрели на меня, а не на товарищей, которым подавали команды. Некоторые отказывались от возможности «покомандовать» сверстниками. Но постепенно, по мере того как эта процедура стала привычной на тренировках они, что называется «вошли во вкус». Постепенно, с течением времени, ребята стали придумывать упражнения, вспоминать те интересные упражнения, которые они выполняли на тренировках или в других секциях. Более того упражнения стали выполняться качественно без стеснения, пропала боязнь ошибиться, пришла уверенность в себе. Появилось желание ходить на тренировки не потому, что они понимали, что постепенно развиваются в смысле лидерских качеств, сколько потому, что им стало интересно «командовать» сверстниками. Ребята больше стали понимать друг друга. Появилась решительность (у каждого в разной степени), дети стали не только радоваться, когда у них что то выходило, но и размышлять, почему у них что то не получилось (анализировать ошибки).
Делегирование полномочий детям может занимать некоторое время на тренировках, сложно детей организовать, многие не понимают, что от них хотят. Бывают и такие ребята, которые вообще не хотели очень долгое время выходить впереди всех, на всеобщее обозрение.
К сожалению, под воздействием желания получить результат часто тренеры забывают о том, что многие ребята не станут профессиональными спортсменами. И поэтому, работая на спортивный результат, очень часто забывается, что от педагогов должны выходить гармонично развитые люди с желанием заниматься физической культурой и любовью к активной жизни.
-
Кривова О.З.
Система ожиданий РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК
в дополнительном образовании
Кривова О.З. методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Педагоги дополнительного образования (тренеры-преподаватели), говоря о результатах свой и чужой профессиональной тренерской деятельности, часто говорят: «Я же должен показать результат!» или «И где же результат?». При этом под результатом они в первую очередь понимают спортивные успехи и достижения своих воспитанников: победы в соревнованиях, полученные спортивные разряды, завоеванные титулы и медали.
При таком фокусе внимания педагога (тренера) главным становится развитие физических качеств юных спортсменов. Недостаточное внимание при этом уделяется тому, какие убеждения формируются в голове у воспитанника, какие нравственные качества он несет в себе. Не секрет, что в лихие «90» лидерами многих преступных группировок были спортсмены, да еще с громкими именами, да и сегодня нередко по уголовным делам проходят многие молодые люди, успешно выполнившие образовательные программы по определенному виду спорта.
Ненецкий автономный округ занимает печальное 4 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню подростковой преступности. Работа по профилактике правонарушений является приоритетной для округа, и в частности, для наших работодателей - управлений образования города Нарьян-Мара, Заполярного района и округа.
Поэтому они в качестве первоочередных задач ставят перед учреждениями дополнительного образования не только спортивную, а нравственную задачу: научить детей вести здоровый образ жизни, соблюдать спортивный режим, выбирать себе хороших друзей. Это ожидания наших работодателей.
Каковы ожидания родителей, которые приводят детей в спортивные группы?
В Ледовом дворце спорта «ТРУД» было проведено анкетирование среди родителей и детей, занимающихся в группах спортивной направленности.
По итогам опроса родители проранжировали заданные утверждения, и их выбор выглядит так:
1.Ребенок станет здоровым и будет меньше болеть
2. Ребенок станет физически крепким, приобретет красивое тело, осанку
3. Ребенок научится следовать правильному режиму, здоровым привычкам
4. Ребенок станет увереннее в себе и успешнее
5. Ребенок сможет получить спортивные разряды, медали, грамоты
6. Ребенок будет занят и приобретет хороших друзей
7. Ребенок сможет в будущем сделать спорт своей профессией
8. Ребенок будет выезжать на соревнования.
В анкетировании приняло участие 99 родителей.
При этом надо отметить, что по группам видов спорта, которыми занимаются дети, мнения родителей все-таки варьировались. Так, на 5 позицию поднялось утверждение Ребенок сможет получить спортивные разряды благодаря родителям юных хоккеистов, т. к. по их ранжированию это утверждение стоит на третьем месте после правильного режима (1 место) и ценностей здоровья (2 место). Вероятно, на такой выбор повлияли две поездки на соревнования в Вологду ( соревнования «Золотая шайба») и в Архангельск ( турнир на приз губернатора Архангельской области), которые состоялись у детей в течение учебного года. Родители детей, занимающихся бальными танцами, настольным теннисом и пауэрлифтингом, в ведущую пятерку выбирают здоровье, правильный режим, красивое тело, уверенность и успешность, занятость и друзей.
Дети (131 анкета) в целом ожидают от занятий в Ледовом дворце спорта по нисходящей:
1. Я стану здоровым и буду меньше болеть
2. Я стану физически крепким, у меня будет красивая фигура, осанка
3. Я буду выезжать на соревнования.
4. Я стану увереннее в себе и успешнее
5. Спорт, возможно, станет моей профессией
6. Я буду занят интересным делом и приобрету хороших друзей
7. Я научусь правильному режиму, здоровым привычкам
8. Я смогу получить спортивные разряды, медали, грамоты
Причем общая картина тоже отличается от выборов детей в зависимости от вида спорта, которым они занимаются. Спортивные разряды важны для ребят, занимающихся настольным теннисом, а также для детей, пришедших в группы бальных танцев (3 и 4 позиция). Этот выбор не очень важен фигуристам, у них в пятерку выборов эта позиция не вошла, и не важен хоккеистам - она у них на восьмом месте.
Что касается выездов на соревнования, то это важно юным хоккеистам и фигуристам: 3 и 5 позиции соответственно.
Так что выборы детей и родителей совпадают только в первых двух позициях (здоровье, красивое тело и осанка), в дальнейшем расходятся. Педагогам и родителям групп конкретных видов спорта важно это учитывать, а также обратить внимание на то, что на предпоследнее место дети поставили правильный режим и здоровые привычки, а также не связали желание выезжать на соревнования (3 позиция) и стремление сделать спорт своей профессией (5 позиция) с полученными спортивными результатами (8 место в рейтинге). Возможно, такие результаты анкетирования отражают нереалистические ожидания наших детей, сформированные рассказами «глянцевых» СМИ о «звездной» жизни профессиональных спортсменов.
Общий вывод: родители и дети в первую очередь нацелены на внутренний результат (здоровье и внешность). Значимость спортивных результатов у детей на восьмом, а у родителей на пятом.
Позиции педагогов и родителей совпали по первому утверждению. – здоровье детей. На второе место педагоги ставят спортивный режим, правильные привычки, а родители – спортивное тело, осанку. На третье место педагоги ставят уверенность, успешность, затем спортивное тело и о красивую осанку, на пятом месте – занятость интересным делом и друзья. Позиция пятая отличает педагогов и родителей, т. к. родители на это место ставят спортивные успехи (разряды, медали).
Исследование выявило основное противоречие: оно между детьми и взрослыми (родителями и педагогами) и касается оно выездов на соревнования, спортивного режима и формирования правильных привычек, а также стремления в будущем зарабатывать на жизнь при помощи спорта, не заботясь, впрочем, о спортивных результатах. Дети отводят спортивному режиму предпоследнее место, а взрослые обоснованно выводят на первые позиции. Причем в лице родителей педагоги получают мощную поддержку, так как в целом выборы наших педагогов почти полностью соответствуют выбору родителей. Педагоги в соответствии с компетентностным подходом в первую очередь ставят перед собой задачу сформировать у детей базовые компетенции в здоровом образе жизни, формировать физическую культуру воспитанников, повышать их самооценку.
Понимание всего вышеизложенного требует от вдумчивого педагога некоторой корректировки учебно-тематического плана, чтобы не только обеспечить тот результат, который ожидают от него работодатели, родители и дети, но и повлиять на систему ожиданий своих воспитанников.