Новости
Кривова О.З
Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
С 1 сентября 2011/2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Согласно ФГОС, в примерных учебных планах в начальной школе выделяются часы на внеурочную оплачиваемую деятельность, и при этом определены шесть её направлений:
1. спортивно-оздоровительное —3 часа;
2. общекультурное (художественно-эстетическое) —2 часа;
3. научно-познавательное —2 часа;
4. военно-патриотическое —2 часа;
5. социальное (общественно полезная деятельность) —2 часа;
6. проектная деятельность —1 час.
Как распределили школы эти часы в2012 году? Если проанализировать первый опыт реализации ФГОС в разных регионах России через Интернет, то можно выявить две тенденции.
Первая— учителя начальных классов пытаются все эти часы взять на себя и сами организуют внеурочную деятельность по указанным направлениям, иногда привлекая учителя физкультуры или педагогов старших классов, т.е. внеурочная деятельность практически не выходит за пределы школы.
Вторая тенденция —для организации внеурочной деятельности привлекаются педагоги домов детского творчества, домов культуры, музеев, реже —учреждения дополнительного образования спортивной направленности, так как это направление чаще передается школьному учителю физкультуры.
Что в этой ситуации надо делать учреждениям дополнительного образования? Активнее предлагать свои образовательные программы педагогам школ, родителям, детям.
Сильные стороны дополнительного образования: имеющаяся специальная материально-техническая база, умение педагогов создавать образовательные программы, разнообразие видов деятельности, предлагаемых детям и родителям.
Слабые стороны: необходимость работать с полным классом без привычного распределения детей на группы по видам увлечённости.
Педагоги ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «Труд» имеют опыт организации занятий на ледовой арене с учениками начальных классов близлежащих школ в рамках «третьего урока физкультуры». Они разработали специальные образовательные программы, ориентированные отдельно на мальчиков и девочек. Когда класс приходит на занятия, то с девочками по программе «Фигурное катание» занимается педагог по фигурному катанию. Одновременно на другой половине арены педагог по хоккею с шайбой обучает мальчиков навыкам катания, скольжения, торможения, владению клюшкой и прочим приемам игры в хоккей. Изначально рассчитанная на 42часа программа потребовала дальнейшей корректировки, так как некоторые классы 1сентября 2012года пришли на «третий» урок физкультуры второй раз.
Исходя из этого опыта, легко можно смоделировать виды работ, которые могут предложить учреждения дополнительного образования г. Нарьян-Мара и пос. Искателей школам округа для эффективной реализации внеурочной части ФГОС. Например, в военно-патриотическом направлении может быть создана модульная программа, в которой будут задействованы три педагога —для блока «Стрельба», блока строевой подготовки с элементами плац-парада, блока обучения приемам самообороны. Модульную программу могут составить педагоги спортивной направленности, например: оздоровительная гимнастика или фитнес (девочки), футбол/бокс/, атлетизм (мальчики). Или как вариант: настольный теннис — девочки, бодибилдинг— мальчики. В модульной программе могут быть задействованы педагоги спортивной и художественно-эстетической направленности, например: футбол —мальчики, танцы —девочки.
Довольно сложно, как показала практика 2011 года, в рамках ФГОС реализуется проектное направление. Если образовательная программа будет написана достаточно профессионально, многие спортивно-оздоровительные мероприятия могут стать проектами. Так, возможно реализовать проектные модули программы «День здоровья круглый год»:
1. Игра по станциям «Золотая осень» (сентябрь)
2. Чемпионат по лапте (октябрь)
3. Копилка народных уличных игр (казаки-разбойники, сыщики и проч.) (ноябрь)
4. Строительство зимних сооружений (крепости, иглу, фигуры) (декабрь)
5. Праздник «Зимние забавы»( кайтинг, сноуборд, «ватрушки») (январь)
6. Плац-парад или «Зарничка» (февраль)
7. Праздник тихих игр (шашки, шахматы, нарды, ненецкие шахматы и др.) (март)
8. Лыжный праздник (апрель)
9. Чемпионат по игре в «городки» (май).
Спроектировать можно какой-либо спортивный праздник, хотя этот формат педагоги спортивной направленности не очень часто используют. В частности, в Ледовом дворце спорта «Труд» стал традиционным спортивный праздник «Суперскиллз по-нашему». Это индивидуальные соревнования хоккеистов, которые мы подсмотрели в КХЛ и которые проводятся перед матчем всех звезд. Мы провели праздник, посвященный 40-летию супер серии игр СССР–Канада. В индивидуальных конкурсах соревновались юные хоккеисты — воспитанники Ледового дворца спорта «Труд», члены молодежной сборной округа, ветераны хоккея. С творческими номерами выступили юные фигуристы и члены вокальной студии Ледового дворца. Праздник имел большой общественный резонанс. Думается, что таким же зрелищным и ярким может быть и футбольный праздник, и праздник, посвящённый любому виду спорта. Проект из нескольких подобных модулей может быть предложен школе в рамках ФГОС. В результате реализации такой программы дети получат цельное понимание того, как рождается идея проекта, как она облекается в план, проследят этапы подготовки, распределение обязанностей по реализации проекта.Проектной эта деятельность станет только в том случае, если педагог в программе четко обозначит задачи учащихся в её реализации: понимание структуры проектов, умение планировать ход подготовки и проведения каждого мероприятия, анализ проведенного мероприятия, выступление в роли организаторов и т.д.
Отдельно хочу сказать о социальной направленности, которая тоже вызывает затруднения. В зависимости от того, как написана программа и как сформированы ее цели, многие спортивные программы могут стать социально ориентированными. Например, занятия различным видам борьбы. Думаю, что педагоги, ведущие это направление, могут пройти необходимые курсы и получить сертификат, позволяющий обучать детей некоторым приемам самообороны. Но, безусловно, при создании соответствующей программы. Интересным мог бы стать социальный проект по формированию «фанатских групп». Цель—создать на базе класса группу поддержки, научить «болеть» на соревнованиях красиво, благородно. Результат данного проекта — рождение шоу-команды, которая может быть востребована организаторами различного уровня при проведении массовых спортивных праздников.
При творческом подходе педагоги дополнительного образования должны стремиться к тому, чтобы дети через реализацию внеурочной части ФГОС уже в начальной школе смогли посетить учреждения дополнительного образования, познакомиться с педагогами, определиться и уже осознанно сделать выбор для развития своих способностей и таланта в таких учреждениях.
(Статья опубликована в сборнике «Современные научно-методические основы к преподаванию физкультуры в контексте ФГОС нового поколения», Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Архангельск, 2013)