fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Новости

Колесникова Т.Н

Содержание материала

ИГРА, В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

(Методическое пособие)

 

Подготовила: методист

ГБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер»

Колесникова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

2013


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ИГРА: ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ И ОСВОЕНИЯ РОЛЕЙ

Игра, проводимая с воспитанником (-ками), становится воспитательным мероприятием, если в процессе ее проведения воспитатель использует конкретный метод воспитания,  реализуемый в игровой деятельности для достижения поставленной воспитательной цели.

Существование 12 моделей воспитания и соответственно 12 методов воспитания, которые можно использовать при организации игровой деятельности воспитанников, позволяет выделить 12 видов  проведения воспитательной игры (таблица 1).

 

Таблица 1. Виды игр

Имитационная   игра

Совместная   ролевая игра

Игра  - стратегия

 Увлекательно -назидательная  игра

Игра  -театрализация

Парк   развлечений

Интеллектуально - поисковая игра

Деловая    игра

Игра  -головоломка

Игра – фантазия 

Диалоговая  игра 

 Игра  – робинзонада 

Прежде чем рассмотреть каждый вид воспитательной игры, предложим свой вариант технологии ее проведения  как  системы педагогических приемов, выстроенных  в определенную последовательность действий, обеспечивающих  полноту, целостность и воспитательную направленность организованной игровой ситуации.  Упрощая определение, заметим, что, с нашей точки зрения можно выделить ряд обязательных этапов, превращающих просто игру в законченное воспитательное мероприятие.

 

Этап 1. «Вовлечение в игру» необходим для формирования интереса к игре. Он может включать следующие составляющие:

  •  создание привлекательного оформления пространства игры;
  •  вручение участникам  игры игровых атрибутов: костюмов, масок, элементов формы, значков и т.д.
  •  Включение в игру посредством изложения сути игры, проведение рекламной акции, организация особого перехода из обычной жизни в пространство игры;
  •  Изложение цели игры на доступном для участников игры языке, постановка задания перед участниками;
  •  Ценностно-смысловой настрой на успешное участие в игре, доброжелательное напутствие, изложение полезных советов.

Этап 2. Игровая ситуация направлен на  понимание условий и правил игры и формирование готовности действовать в заданных условиях. Он может включать следующие составляющие:

  •  Изложение предыстории, которая дает объяснение тому, как возникла игровая ситуация, откуда взялись основные игровые персонажи их особенности и предназначения.
  •  Изложение сюжета игры как определенной ситуации требующей соответствующего разрешения. В частности, сюжет игры может быть определен как преодоление возникших неприятностей (исчезновение мешка с подарками у Деда Мороза, появление злодея, несущего угрозу и т.д.).
  •  Изложение правил игры, выполнение которых позволит добиться успеха и не выйти за пределы игрового пространства. Участникам игры объясняется, как они будут награждены за соблюдение правил и как будут наказаны за их нарушение. Может быть продемонстрирован игровой персонаж, который будет следить за соблюдением игровых правил (к примеру, милиционер Дядя Степа).

 

Этап 3. Ролевое распределение направлен на  осознание предлагаемого образа участника игры,  его цели и особенности поведения, формирования у участников потребности в исполнении доставшейся (выбранной) роли. Он  может включать следующие составляющие: 

  •  Набор ролей, предлагаемых участникам игры. Среди этих ролей могут быть: социальные роли, литературно- сказочные персонажи, роли животных и растений, предметы окружающей жизни и даже несуществующие в жизни существа.
  •  Соотношение ролей друг с другом в пространстве игры. Среди возможных вариантов можно выделить: наличие у всех одной роли, 2-3 группы участников исполняющих определенные роли, у каждого своя роль, противостояние одного персонажа всем остальным играющим другую роль и т.д.
  • Распределение ролей - педагогическое (роль дается на сопротивление) и режиссерское (роль дается с учетом имеющихся данных, для ее успешного исполнения) назначение, выбор, жребий.

 

Этап 4. Игровое действие направлен на  формирование навыка деятельности в предлагаемых обстоятельствах. Он включать следующие составляющие: 

  •  Участникам игры сразу или последовательно даются разнообразные игровые задания, требующие особого поведения и способа исполнения.
  •  Перед участниками игры последовательно возникают различные препятствия, требующие преодоления или изменения маршрута движения в игровом пространстве.
  •  Участникам игры, у которых возникают не преодолимые трудности и желания выйти из игры, предлагается помощь в различной форме со стороны организаторов игры или специальных игровых персонажей.
  •  В игре существует специальные игровые персонажи, которые играют специальные представители организаторов игры и которые стремятся вступить в общение с участниками игры по тому или иному поводу.
  • В ходе игры, если она зашла в тупик и стала не интересной для ее участников, даются новые вводные, которые позволяют поднять интерес к игре у ее участников.

 

Этап 5. Финал игры направлен на  организованный выход из игры, обеспечение сбора всех участников игры в одном месте для подведения ее итогов и  формирование отношения участников игры к произошедшему действию. Он  может включать следующие составляющие: 

 

  •  Игра заканчивается по специальному сигналу, который дается организаторами игры (команда, звонок, ракета и т.д.).
  •  Общий сбор, на котором каждый участник игры имеет возможность проанализировать свое поведение в ходе игры.
  •  Выступление организаторов игры, в котором они анализируют поведение участников игры и благодарят их за участие в ходе игры.
  • Организованное обсуждение событий игры ее участниками и организаторами.

 

Этап 6. Игровые впечатления направлен на  осмысление особенностей поведения  учащихся в игре. Он  может включать следующие составляющие:

 

  •  Анкеты для участников игры.
  •  Групповые и индивидуальные советы организаторов игры ее участникам.
  •  Собеседование с участниками игры, чье поведение требует педагогического вмешательства и помощи.
  • Видеозапись хода игры и ее разбор со всеми (отдельными) участниками игры.

 

Независимо от выбранного метода воспитания алгоритм проведения игры сохраняется, но  каждый этап приобретает свою специфику за счет использования конкретных педагогических приемов и характера отношения воспитателя и воспитанников. Кратко рассмотрим каждый вид проведения игры.