Новости
Кисляков Н. В.
Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств
у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт».
На базе детско-юношеской спортивной школы «Старт» детские группы для занятий теннисом сформировались и начали работу с ноября 2000 года. Занятия проводятся согласно программе спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы «Старт» по теннису, утверждённой директором школы. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования РФ и Минспорта РФ.
Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до теннисиста высокого класса. Весь период подготовки составляет не менее 8 - 10 лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования.
Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развитие специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышения интереса к занятиям теннисом.
Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную деятельность, а также средства и методы подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения игровых упражнений.
Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике.
В ДЮСШ «Старт» каждый учебный год занимающиеся в группах тенниса (спортивно-оздоровительные, начальной подготовки и тренировочного этапа группы) сдают тесты по общефизической, специальной физической подготовке, технической в сентябре, январе и мае, июне.
Заметен рост результатов в оснащении техническими приёмами и ведением игры по заданным параметрам.
В данной работе проанализирована динамика роста физических качеств семи занимающихся в тренировочных группах в трех годичном периоде(2010-2011-2012 гг) двух возрастных группах – до 12 лет и старше 12 лет и обеих полов (юноши и девушки).
Тестировались физические качества:
скорость – бег на 20 метров (максимально быстро пробежать);
частота движений – максимальное количество прыжков на скакалке одновременным толчком двумя ногами за 60 секунд, максимально быстрое передвижение пятью различными способами на тренировочной лестнице (14 квадратов);
быстрота реакции на движущийся объект и частично быстрота одиночного движения – ловля гимнастической палки с нанесенным на неё градацией с шагом 5 мм;
скоростно-силовые качества – метание набивного мяча весом 1кг движением подачи, прыжок вверх с места толчком двух ног, прыжок в длину с места толчком двух ног и тройной прыжок с места толчком двух ног, максимально быстро выполнить 6 полных поворотов плеч с гимнастической палкой на плечах, ноги на ширине плеч;
сила – сгибание и разгибание рук в положении упора лёжа, сила кисти рук, подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под 90 градусов, стопы ног на полу, руки за головой;
выносливость – пробежать максимальною дистанцию за 6 минут;
алактатно-анаэробная выносливость – «челнок» максимально быстро пробежать шесть раз восьми метровый отрезок (6Х8 метров) по направлению вправо-влево попеременно вдоль задней линии корта;
способность выполнение лактатно-анаэробной работа - 3-кратный «веер» максимально быстро трёхкратно пробежать поочерёдно пять четырёх метровых отрезков.
Участники на период начало тестирования и по настоящее время имели и имеют разную степень тренированности, различную теннисную подготовку и продолжительность занятий теннисом. Все тестируемые ежегодно принимали и принимают участие в муниципальных и региональных соревнованиях по теннису. Сильнейшие участвуют в соревнованиях РТТ (НП «Российский теннисный тур»).
Рассмотрим таблицу.
(рост показателей развития физических качеств участников в % соотношении 2010 г к 2012 г)
Таблица 1.
Физические качества |
участники |
||||||
А.Б. |
А.П. |
А.Я. |
К.У. |
И.У. |
Н.Б. |
К.Ж. |
|
Скорость |
13,2 |
13 |
11,3 |
19 |
8,0 |
8,5 |
8,1 |
Частота движений |
7,94 |
62,23 |
23,3 |
147,6 |
13,5 |
12,6 |
34,8 |
Скоростно-силовые |
47,3 |
30,9 |
20,15 |
35,6 |
21,6 |
21,86 |
16,6 |
Сила |
143 |
30 |
22,2 |
108 |
52 |
60 |
67 |
Алактатно-анаэробная |
10,2 |
21,7 |
12,1 |
15,4 |
17,5 |
17,29 |
5 |
Лактатно-анаэробная |
16,8 |
4,45 |
5,28 |
9,54 |
9,7 |
9,87 |
20 |
Выносливость |
27,2 |
7,6 |
33,0 |
21,4 |
25 |
0 |
3 |
Реакция |
18,0 |
100 |
85 |
85,3 |
50 |
75 |
50 |
Из представленных в таблице данных видно, что различные физические качества имеют разную динамику развития у учащихся. Это связано как с возрастными характеристиками (сенситивный период) того или иного качества, так и с продолжительностью (опытом) спортивной подготовки.
В данной таблице не отражено отношение учащихся к тренировочному процессу, но как тренер этих спортсменов заверяю, что лучшую динамику развития показывают занимающиеся, за которыми не числятся пропуски тренировок.
Во второй таблице приведены данные развития качеств (максимальный и минимальный рост и усреднённые значения по показателям всех тестируемых, а также с градацией возрастных групп).
Таблица 2
Физические качества |
min |
max |
средн. |
до 12 лет |
12 лет + |
Скорость |
8 % |
19 % |
11,5 % |
14,125 % |
8,16 % |
Частота движений |
7,94 % |
147 % |
77,47 % |
60,26 % |
20,30 % |
Скоростно-силовые |
16,6 % |
47,3 % |
27,7 % |
33,49 % |
20,02 % |
Сила |
22,2 % |
143 % |
68,8 % |
75,8 % |
59,6 % |
Алактатно-анаэробная |
5 % |
21,7 % |
14,17 % |
14,85 % |
13,26 % |
Лактатно-анаэробная |
4,45 % |
16,8 % |
10,8 % |
9,01 % |
13,26 % |
Выносливость |
3 % |
33 % |
16,74 % |
22,30 % |
28 % |
Реакция |
18 % |
100 % |
66,18 % |
72,02 % |
58,3 % |
Из данных второй таблицы можно сделать (подтвердить) вывод о гетерохромном развитии разных физических качеств у детей и подростков.
Активно растут показатели у занимающихся в возрасте до 12 лет связанных со скоростными качествами во всех её проявлениях (скорость, частота движений, реакция одиночного движения и на движущийся объект). В группах старше 12 лет заметен прирост силы (абсолютных силовых способностей).
Вывод. Влияние тренировочных занятий на физическое развитие детей трудно переоценить. В зависимости от времени занятий (опыта), индивидуальных качеств (предрасположенности), возраста занимающихся и методического обеспечения тренировочного процесса текущие результаты могут разниться в разы и даже на порядок. При систематических занятиях (работой над качествами), как правило, происходит постоянный рост результатов, заметный даже в периодизации одного-двух мезоциклов.
Тренировка физических качеств даёт больший эффект при учёте сенситивных периодов для того или иного физического качества и функциональных способностей организма.
Тренер-преподаватель по теннису
МБОУДОД ДЮСШ «Старт»
Кисляков Н. В.