Новости
Кожевин Ф.М., Кривова О.З.
Необходимость использования ИТ - технологий в обучении шахматам
Кожевин Ф.М., педагог дополнительного образования, Кривова О.З., методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Шахматы – очень древняя игра. Еще 5 тысяч лет назад в нее играли арабы, персы, китайцы. Умение играть в шахматы считалось доблестью, сравнимой с воинским. В Европе в шахматы играли короли, высшая знать, и только века спустя эта игра стала доступной и популярной среди самых широких слоев населения.
С появлением компьютеров появились обучающие шахматные программы. Создатели «искусственного интеллекта» не раз проводили турниры между машиной и человеком. Результаты этих состязаний были разные. И когда побеждал человеческий мозг, создатели снова совершенствовали компьютер. Многие шахматисты получали удовольствие от игр с шахматной программой. В своей работе по обучению детей шахматам я тоже пользуюсь такими программами. Например очень удобными для обучения школьников являются программы Джуниор 10 и Фритс 9,11,13.Очень интересно проходит занятие, когда я даю задачу как можно больше ходов совершить с компьютером. Побеждает тот, кто совершит как можно больше ходов с программой. Часто я даю возможность наблюдать, как играют друг с другом две шахматные программы или их новые версии. В этом случае воспитанники наблюдают и комментируют, их задача – предугадать ход, который совершит компьютер.
Для тренера важным является дебютные схемы, которые демонстрируют программы, т, к. они выбирают сильнейший ход в данной позиции. Так накапливается оптимальные варианты дебютов, защиты и начал.
С появлением и развитием интернета в жизни людей многое стало доступным. Появились онлайн-игры различных направлений. Не стали исключением и шахматы. В настоящее время одновременно в сети играют до 5 млн. человек. Число желающих, поучаствовать в шахматной игре вживую между шахматистами различных стран только растет. Есть ли смысл игнорировать такое игровое поле? Конечно же, нет. Тем более замыкаться до своей группы, где занимаются 8-10 человек. Несмотря на то, что в городе и округе проводятся различные соревнования по шашкам и шахматам, через некоторое время результаты соревнований становятся предсказуемыми, т.к. количество шахматистов невелико и их уровень быстро становится известным.
Для более эффективного обучения шахматам желательно в онлайн-режиме наблюдать и комментировать игры между мировыми шахматными лидерами, давать детям возможность играть онлайн с соперниками в сети, набирать баллы для собственного шахматного рейтинга. Например, простая для входа и регистрации игровая зона вконтакте, где зарегистрировано примерно 540000 человек, а одновременно играет в онлайн-режиме до 5000 человек, больших любителей шахматной игры. В начале присваивается единый для всех новичков рейтинг 1200 и если выигрывать одного за другим, то рейтинг растет, а если постоянно сдаваться, то можно доиграться и до нуля.
Очевидно, что надо активно использовать интернет –возможности, тем более что многие дети этим дома занимаются самостоятельно. Что для этого необходимо? 3-4 компьютера с выходом в сеть и устойчивый интерет. Самое обидное в том, что из-за технических проблем близкой перспективы у Ледового дворца спорта «ТРУД» нет. Техническая база Ненецкой компании электросвязи, которая предоставляет нам услуги интернет, не гарантирует в ближайшее время связи WIFI в нашем учреждении. Поэтому я сейчас приобрел в порядке эксперимента модем с устройством, усиливающим сигнал. Это позволило мне использовать интернет на занятиях шахматами в шахматных группах. Дети могут теперь в онлайн-режиме обучаться шахматам, играть с шахматистами со всего шахматного интернет-пространства. Это сразу вызвало большой интерес и энтузиазм у детей. В новых группах, которые будут работать на базе городских школ № 5 и 4, я тоже буду это использовать. В соответствие с новыми образовательными стандартами, во всех школах города до декабря 2013 года будет работать высокоскоростной интернет, и я надеюсь, что смогу осуществить свою мечту и начну обучать детей самой древней в мире игре при помощи самых современных информационных технологий.