Колесникова Т.Н
Содержание материала
5. СОВМЕСТНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод организации игрового единения.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками, выполняют общее игровое задание. Выбор названия обусловлен организацией совместных игровых действий в пространстве игры. Основная идея связана с тем, что в условиях игры, когда человек берет на себя ту или иную роль он меняется и соответственно может измениться отношение к нему со стороны других воспитанников. Необходимость в подобной игре возникает при наличии серьезных конфликтов и разногласий среди воспитанников. Если совместные разговоры – обсуждения не приводят к успеху, то приходится использовать подобную игру. Кроме того, подобные игры способствуют быстрому знакомству и организации взаимодействия. Поэтому их эффективно применять в условиях, когда участники игры плохо знают друг друга.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на организацию групп по 5- 7 человек, каждая из которых получает свою роль и в соответствии с ней придумывает название. К примеру, проводится межпланетная конференция по проблемам взаимопонимания, каждая группа представляет собой делегацию с одной планеты, задание за минуту придумать ее название.
Этап 2. Игровая ситуация создается через выдачу группам игровых заданий, на выполнение которого дается 5- 10 минут. К примеру, представить планету, с которой прилетели.
Этап 3. Ролевое распределение направлен на «коллективное распределение ролей». В каждой группе идет работа по выполнению задания, на основе распределения ролей между его членами.
Этап 4. Игровое действие позволяет каждой группе показать свое подготовленное задание.
Этап 5. Финал игры направлен на принятие общего игрового решения.
Этап 6. Игровые впечатления способствует анализу игры, как внутри группы, так и на общем сборе всех участников.
6. ИГРА-ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике культуросообразного воспитаниятигнуто, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод театральной игры.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками, проживают различные жизненные ситуации.
Театральная деятельность является эффективным средством воспитания и развития ребенка, поэтому достаточно часто используется в педагогической деятельности. в рамках данной игры театрализация рассматривается как совместное взаимодействие, направленное на создание определенного спектакля (театрального действия).
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на проявление потребности у воспитанников в создании спектакля. Воспитатель приводит различные доводы и уверяет, что совместное создание спектакля позволит им преодолеть существующие проблемы. К примеру, подружиться, научиться понимать друг друга с полуслова, преодолеть существующие конфликты и т.д. Этап заканчивается принятием совместного решения о подготовке и выпуске спектакля.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на поиск или создание сценария (пьесы) по которой будет создан спектакль. В режиме групповой работы идет поиск или создание текста будущего сценария спектакля. Эта работа может длиться достаточно продолжительное время, т.к. разработка сценария является важным воспитательным средством. Возможен и другой вариант, когда группе за очень короткое время (2-3 минуты) предлагается придумать название будущего спектакля. Этап завершается утверждением сценария или утверждением названий будущих спектаклей.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет перейти к непосредственному созданию спектакля. Наиболее распространенный вариант, когда воспитанники получив название спектакля готовят этот спектакль в течении 30- 40 минут. В случае, если готовиться длительный и качественный спектакль происходит совместное распределение ролей и организуется система репетиций. В отличии от обычного создания спектакля все вопросы решаются не властью режиссера, а совместным согласованием действий.
Этап 4. Игровое действие позволяет продемонстрировать подготовленный спектакль (спектакли). Если возникает необходимость, на просмотр спектакля приглашается зрители. Каждая группа показывает свой мини спектакль, направленный на решение заданной ситуации.
Этап 5. Финал игры позволяет устроить обсуждение просмотренных спектаклей среди зрителей.
Этап 6. Игровые впечатления позволяет завершить игру обсуждением воспитанников своей игры на театральной сцене.
7.ДЕЛОВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового моделирования.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками пытается проиграть сложную жизненную ситуацию, требующую нестандартного решения.
Выбор названия обусловлен тем, что существующее в педагогике понятие деловой игры отвечает нашему пониманию деловой игры как совместного создания определенного продукта в особых условиях.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на объяснение условий в которых будет проводиться деловая игра. Воспитатель предъявляет проблему, которая требует разрешения в процессе совместных усилий. Когда большинство воспитанников готовы к совместной работе, происходит переход на следующий этап.
Этап 2. Игровая ситуация способствует пониманию воспитанниками ситуации требующей разрешения. Воспитатель рассказывает особенности данной ситуации и приводит причины требующие ее разрешения.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет организовать игровые структуры. Для успешного проведения деловой игры нужны рабочие группы. Каждой группе может быть дана определенная роль, связанная со спецификой их деятельности: генератора идеи, критики, создателя плана, группа реализации и т.д.
Этап 4. Игровое действие направлен на организацию групповой работы. Каждая группа выполняет взятые на себя задания, а затем эти задания обсуждаются на общем сборе и снова дорабатываются в процессе групповой работы.
Этап 5. Финал игры позволяет каждой группе показать итоговую продукцию и объединить созданное единое целое.
Этап 6. Игровые впечатления способствует анализу хода игры по ее завершению.