fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Коткин А.И.

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ненецкого автономного округа «Дворец спорта «НОРД»

Комплексное комбинированное

учебно-тренировочное занятие по виду спорта

«Северное многоборье»

(группа учебно-тренировочная 3 – 5 года обучения)

педагог дополнительного образования

КОТКИН Алексей Николаевич

Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, 2016

 

Пояснительная записка

Национальные виды спорта народов Севера родились на основе их самостоятельной трудовой деятельности и очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания.С развитием национальной культуры народов Севера появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме –состязаниях в силе, ловкости, выносливости.
Национальные виды спорта доступны широким слоям населения, они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в промыслово-оленеводческой профессии. Умение профессионально метать, прыгать, бегать по местности – это навык, который необходим оленеводу, охотнику, будущему защитнику Родины и просто здоровому человеку.
Северное многоборье является яркой составляющей национальных видов спорта народов Севера. В него входят: тройной национальный прыжок, бег по пересеченной местности с палкой, метание спортивного топора на дальность, метание тынзея (тынзяна, аркана, чаата, маута) на хорей и прыжки через нарты. Этот вид спорта культивируется в регионах Севера европейской части России, а также в Западной и Восточной Сибири,Республике Саха (Якутии), Чукотке, Камчатке, на Дальнем Востоке страны.По данному виду проводятся Всероссийские и международные соревнования.
Ввиду того, что северное многоборье состоит из разных по содержанию и структуре видов движений, оно развивает многие физические качества: взрывную силу и быстроту, координацию движений и ловкость, гибкость и выносливость. При этом укрепляются не только практически все группы мышц тела спортсмена, но и приходит умение мыслить, анализировать и концентрироваться для достижения цели, закладывается характер, укрепляется воля, ибо только сильная воля может привести к победе над собой и соперниками.
Это сложный прикладной вид спорта, тренировки и соревнования в котором часто проводятся в экстремальных условиях, в сильный мороз, пургу. Всероссийские соревнования по северному многоборью никогда не переносятся и проводятся в любую погоду. Входящие сюда 3 вида из 5 проводятся в естественных условиях природной среды, поэтому тренировки в этих видах имеют ярко выраженный закаливающий характер. Северное многоборье закаляет, укрепляет характер, позволяет переносить тяжести трудной профессии и жизни на Крайнем Севере. При серьезной подготовке и высоких результатахвид достаточно травмоопасен, особенно страдает позвоночник, коленные и плечевые суставы. Укреплению здоровья способствует возможность заниматься круглогодично.Сложность подготовки высококлассного спортсмена-многоборца заключается в том, что комплексно приходится развивать физические качества, которые часто являются антагонистами по своей природе, а также отрабатывать технику выполнения соревновательных упражнений разных видов многоборья. 

Именно поэтому на отдельном тренировочном занятиия часто работаю над 2 видами многоборья. Соответственно решаем несколько задач на тренировке, применяя средства (упражнения) и снаряды, тренажеры как северного и арктического многоборья, национальных видов спорта, так и других видов спорта, выполняем общеразвивающие, специальные и идеомоторные упражнения, самовнушение.
Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом национального самосознания, поворотом к решению сложных и обострившихся в последнее время национальных проблем.Национальные виды спорта народов Севера (в том числе северное многоборье) служат делу укрепления дружбы и связей между народами России, пропагандируют здоровый образ жизни коренного населения – это отражение культуры северных народов, их многовековой адаптации к суровым условиям жизни.Сохранение и развитие национальных видов спорта сегодня — это не только дань истории, традициям - это древнее искусство, которое передается из поколения в поколение и наш долг сохранять и развивать его для будущих поколений


План-конспект комплексного комбинированного учебно-тренировочного занятия по виду спорта «Северное многоборье»
(группа учебно-тренировочная 3 – 5 года обучения)

Тема занятия: «Тройной национальный прыжок.Метание тынзея на хорей (отработка фазы броска)»
Задачи:
1. Совершенствование техники тройного национального прыжка(СТП);
2. Развитие скоростно-силовых качеств (СФП), улучшение координации движений в тройном национальном прыжке и метании тынзея (тынзяна, чаата, маута, аркана) на хорей классическим способом «сверху» посредством применения различных упражнений из легкой атлетики и волейбола;
3. Воспитание и формирование коллективизма, взаимовыручки, трудолюбия, дисциплинированности, благоприятного микроклимата в группе;
4. Закаливание и оздоровление организма.

Время проведения:конец сентября (Подготовительный период спортивной подготовки:конец 1 месяца – начало 2 месяца)
Тип занятия: круговая тренировка
Метод проведения: поточный, одновременный групповой
Продолжительность занятия: 3 учебных часа
Место проведения:
1. Песчаный берег реки (ровный плотный песчаный грунт у воды);
2. Лестница на набережной (подойдет и лестница в учебном заведении, не менее 6 пролетов) или другая подобная;
3. Волейбольная площадка на улице при учебном заведении (или спортивный зал);
Примечание: В нашем случае, берег реки, лестница на набережной,спортивная площадка и спортивный зал находятся в радиусе 100 метров, поэтому переход группы по отдельным станциям не занимает много времени.
Инвентарь и оборудование: лопаты, грабли, рулетка, красные конусы, 2 деревянных рейки длиной 2м, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, набивные мячи 1-5 кг, шведская стенка,гимнастические коврики.

Содержание учебного материала Дозировка Методические замечания

Примечание

 

Вводная часть    - 15 минут
1.Построение группы, рапорт дежурного, сообщение темы и задач учебно-тренировочного занятия, напоминание раздела техники безопасности: «Проведение занятия по легкой атлетике – прыжки в длину».

5 минут

Проверить исправность инвентаря До тренировки дежурный и преподаватель приносят и готовят инвентарь и оборудование к занятию
2.Подготовка места проведения занятия на берегу реки (уборка препятствий, подготовка и разметка площадки и прыжковой ямы) 10 минут Определяется фронт работы и порядок подготовки мест проведения

В подготовке места проведения занятия участвует вся группа

 

Выполнение прыжковых упражнений на упругом грунте в 2 раза уменьшает травмирующее действие  ударной нагрузки на опорно-двигательный аппарат спортсмена.

Подготовительная часть (общая и специальная разминка, подводящие упражнения) –32 минуты

Общая разминка:

1.Бег в медленном и среднем темпе

2.О.Р.У., в том числе упражнения на гибкость и подвижность в суставах

 
5 минут
 
 
7 - 10 минут
Разогреть и разработать все основные группы мышц (в том числе шеи), суставы и связки. Основное внимание уделить спине и  ногам. Разминку проводить от мелких мышц, суставов и связок до крупных. (сверху вниз). Сначала движение проводить медленно, затем темп и амплитуду движений увеличить. Закончить выпадами и растяжкой мышц ног, махами ног

Разминку проводят сами  спортсмены под контролемтренера-преподавателя

Специальная разминка и подводящие упражнения для тройного национального прыжка:

1.Бег с ускорением с места

2.Прыжки с левой на правую ногу в движении (вариант «вылеты в шаге»)

3.Скачки на левой, а затем на правой ноге  меняя ноги

 

 

4.Прыжки «прогнувшись»  и «согнувшись».

Прыжок «прогнувшись»  - И.П. – ноги врозь, руки опущены;

- выпрыгнув  вверх с 2-х ног, прогнуться дугой назад (отводя голову, руки и ноги назад). Руки выносятся вверх-назад за голову;

- выпрямив и слегка наклонив тело вперед, приземлиться, спружинив на обе ноги.

Прыжок «согнувшись» -И.П. -  то же

-  Выпрыгнув вверх,активным сокращением мышц брюшного пресса выносим ноги (стопы) вперед-вверх.(Ноги при этом слегка согнутые в коленных суставах поднимаются чуть выше уровня пояса, руки также выносятся вперед)

2 - сгруппироваться и приземлиться на 2 ноги

5. Прыжок  в длину с места с 2-х ног.

И.П.-«старт пловца»;

- перед прыжком выполнить раскачку;

-потянуться вверх, выпрямив ноги в коленях (подъем на носки, руки вверх);

- вернуться в  и.п. «старт пловца». Выполнить несколько раз, затем произвести прыжок вперед – вверх  (одновременно вынося руки и ноги вперед)

20 минут
 
 
2 подхода по 30 м
 
2 подхода по 20 – 30 м

2 раза на каждой ноге по

20м

 

Чередуя по 4-5 каждого вида прыжков

 

 

 

 

 

 

 

2 подхода по 3 прыжка с места

В многоскоках  обратить внимание на хорошее отталкивание и длительную «фазу полета», выпрямление ноги в коленном суставе после толчка

Выполняем с места или  в движении  прыжком с  2-х ног

По команде  «Можно!» выполняет вся группа.После выполнения прыжка учащиеся остаются на месте. Зрительно сверяют результаты друг у друга, ждут дальнейших указаний.

Обращаем внимание на правильность выполнение элементов упражнения, хорошее отталкивание и вынос ног(ступней) вперед перед приземлением.

После выполнения упражнения обучающиеся трусцой или быстрым шагом  возвращаются  к началу старта.

Отдых между различными упражнениями специальной разминки от 30 секунд до 1 минуты.

Считаем и сравниваем количество выполненных спортсменамискачков за 20 м дистанцию

Построение группы  в шеренгу с интервалом не менее 1,5м

Спортсмены располагаются у лини в шеренге с интервалом 1 м согласно уровню своей прыжковой подготовленности (результату в  тройном национальном прыжке на соревнованиях) «Равные соревнуются с равными»

Отдых и Теоретическая часть: беседа с живыми примерами из жизни - «Роль коллектива, влияние микроклимата в команде на спортивную подготовкуи результат в соревнованиях» -  7 минут – 10 минут (Не допустить остывания организма)
Основная часть50 минут
Совершенствование техники и координации движений (СТП), специальная физическая подготовка(СФП) для  тройного национального прыжка и метания тынзея

1.Выполнить с места 3 прыжка подряд в длину (тройной национальный прыжок с места)

2. Тройной национальный прыжок с 1 шага толчковой ногой и «напрыжки»*.

 И.п. – ноги на одном уровне на ширине стопы;

-выполняем 1 шаг толчковой ногой;

- производим подскок вперед и приземление на слегка согнутые в коленях ноги (в и.п.  для отталкивания с 2-х ног – «старт пловца»)

- далее,«не прилипая», быстро, как «от горячей плиты»  выполняем тройной национальный прыжок

3.То же, но с шага маховой ногой

4.Тройной национальный прыжок с 3-5 шагов разбега

5.Тройной национальный прыжок в «полной координации» с толчковой и с маховой ноги

2подходапо 3 тройных нац. прыжка

2 подхода по 3 тройных нац. прыжка

 

 

 

----------

С толчковой ноги 3 подхода. по 3 тройных нац. прыжка. То же с маховой ноги

Выполнять без остановки, обращать внимание на  активное  проталкивание стопой после первого и второго прыжка и вынос ступней вперед-вверх после отталкивания

Выполнять в 2 потока:1- подготовленные техничные ребята, 2- со слабой техникой тройного национального прыжка.

Последний прыжок выполняем с приземлением на 2 ноги в прыжковую яму 

Обратить внимание на активную работу спиной при отталкивании, а также сохранении горизонтальной скорости прыжков за счет работы стоп

Отметить место начала прыжков, «утопив» деревянную рейку длиной 2 м в грунт.

Сначала показ подготовленным воспитанником.

Контроль техники у 2 группы.

Сначала показ подготовленным учеником.

Чем выше результат в тройном нац. прыжке у спортсмена и чем выше его скоростно-силовые качества, тем больше его разбег. В среднем -от 10 до 16 метров

Отдых между подходами 60 – 90  секунд.

Отмечаем лучшие по технике прыжки и  объявляем результат

Переход занимающихся на лестницу   на набережной (используем 30 -60  ступеней или 4 -10 пролетов  лестницы 3 – 6  этажного здания)

1.Подъем шагом по лестнице

2.Забегание

3.Прыжки на 2-х ногах по лестнице

4. Скачки по ступеням лестницы на одной ноге

1 раз

1 раз

3 подхода по 3 раза

По 2-3 подхода на каждой ноге

Средняя интенсивность выполнения, спуск шагом.

В 1 подходе каждыйподъем выполняем с нарастающей интенсивностью выполнения упражнения, т.е.в1 раз прыгаем через 2 ступени, во 2 раз - через 3 ступени, в 3 раз -  через 4 (т.е.  уже близко к максимуму). Во 2 и 3 подходе  преодолеваем максимально возможное  количество ступеней за 1 прыжок.

Не терять скорость, ритм прыжков, но основной упор -  на их длину, т.е количество ступеней, которые можно преодолеть  в одном прыжке без нарушения ритма и остановки.

По возможности удлинять прыжок, но без остановки во время движения

Количество ступеней, через которые прыгают  воспитанники,зависит от высоты ступеньки и от ее длины, а также от уровня подготовки спортсмена.

После выполнения подхода (серии подъемов) - активный отдых, -  подъем и спуск по лестнице шагом (1 раз, потом пассивный отдых 30 секунд)

Переход  группы на уличнуюспортивную площадку или спортивный зал

1.Разминка метателя

2.Броски б-б мячей правой (левой) рукой в вертикальную цель .

И.п. – левая (правая) ногавпереди, мяч над правым(левым) плечом чуть выше уровня головы, локоть направлен вперед –вправо(влево);

 - отклонение туловища (прогиб спины) назад;

 - выпрямление спины, шаг правой ногой вперед;

- выполнение  броска с выпрямлением руки в локтевом суставе

3.Броски б-б мяча 2-мя руками от головы

И.п. – мяч над головой, ноги на ширине плеч, слегка согнутые в коленях. 1-  прогибаемся в спине назад. 2 - разгоняем мяч спиной. Потом включаются плечевой пояс и руки. Заканчиваем разгон мяча выпрямлением ног в коленях. Завершающим движением кистей направляем мяч точно в цель.

4.Верхняя прямая подача в волейболе.

И.п. – левая нога впереди,мяч  в левой руке впереди (на уровне груди);

-подбрасываем мяч немного вперед-вверх на 60 – 100 см.

- согнутая в локтевом суставе правая рука делает замах вверх-назад, одновременно корпус отклоняется назад, происходит смещение тяжести тела на сзади стоящую ногу;

-  при ударе корпус подаем вперед,руку после удара выпрямляем.  Удар производим напряженной ладонью (при этомфиксируем кисть в лучезапястном суставе)по центру мяча.По инерции делаем шаг вперед.

5.Прямой нападающий (атакующий удар) в волейболе.

И.п. – руки внизу, одна нога впереди ;

- разбег с 2-х –4 шагов и напрыгивание на 2 ноги (с применением «стопорящего шага»)

- прыжок вверх с 2-х ног;

- замах начинается  с отведения плеча, бьющая рука отводятся назад, туловище немного отклоняется назад;

- выводится вперед локоть бьющей руки. Рука, разгибается в локтевом суставе;

- производится удар по мячу напряженной кистью

 

6. Спрыгивание  с 3 - 4 перекладины шведской стенки (или возвышения высотой 70-100см)  на пол с последующим прыжком вверх.

7.Прыжки в «глубину».

 Спрыгивание с 3-4 перекладины шведской стенки (или возвышения высотой 70-100см) на 2 ноги и прыжок вперед с 2-х ног через набивной мяч

8. Упражнение «Тачка» и «Тачка Борзова»

(Ходьба на руках)

И.п. упор лежа (или наклон вперед с опорой на руки);

- партнер берет его за щиколотки ног и приподнимает;

- начинается передвижение вперед на руках(ходьба) по кругу

«Тачка Борзова» (упражнение в парах, но передвижение происходит прыжками отталкиваясь 2-мя руками).

5 минут

15(10) раз

 

 

 

 

 

15 раз

 

 

 

 

 

2 подхода по15 раз

 

 

 

 

 

 

15 раз

 

 

 

 

 

 

4 раза

 

2 подхода по 5 прыжков

 

По 1 кругу по волейбольной площадке

Упор на разработку плечевого пояса и рук, мышц шеи, косых мышц брюшного пресса, спины (Включить вращение туловища с набивным мячом 3 кг на плечах, быстрые отжимания с хлопком в ладоши, имитацию броска с места в парах)

Точный отскок мяча свидетельствует о прямолинейности выполнения броска.

Для правшей - броски левой рукой с7- 8м

Для левшей - броски правой рукой с 7-8 м

Бросать сильно.

После каждого броска в и.п. происходит смена опорной ноги, либо 2 ноги на одном уровне

Расположение учащихся напротив друг другау лицевых линий волейбольной площадки. Подачи выполняются через сетку. Положение корпуса и  впереди стоящей ноги определяет направление подачи.

1подход - подаем на своего партнера на противоположной стороне площадки.

 2 подход -подачу выполнять достаточно сильно, при этом следить за прямолинейностью полета мяча.

Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны- назад, а при отталкивании выполняют мах вперед-вверх.

С места, с приставного шага и прыжка с 2-х ног, или применяя скамейку, набивной мяч для четкого выполнения конечной фазы разбега и  начала отталкивания с 2-х ног.

«Ноги как пружины», мышцы туловища активно поддерживают тело.

Активно амортизируем приземление уступающим режимом работы мышц ног, затем  сразу активно распрямляя ноги в коленных суставах и вынося руки вверх(вперед) совершаем прыжок вверх (вперед)

Прыжок вперед с выносом рук вперед выполняется быстро, без задержки (как от «раскаленной плиты»

При выполнении упражнения«Тачка» ноги почти прямые.Таз поднять и держать выше средней линии тела(не проваливаться вниз). При выполнении упражнения«Тачка Борзова» для облегчения передвижения (создания инерции) таз при отталкивании руками идет вверх. Присовершении прыжка с 2-х рук и приземлении таз опускается ниже средней линии туловища.

 

Конечные фазы броска мяча, верхней прямой подачи и  прямого нападающего (атакующего удара), а также броска тынзея схожи.Хорошие результаты на увеличение силы броска дает отработка плоской подачи сверху  в теннисе, но из-за отсутствия или   недостаточного количества  ракеток в учебно-тренировочном процессе северных многоборцев применяется редко

Броски мячей выполняются в круг на стене на расстоянии 10м, высота цели – 3-4 м над уровнем пола

Расстояние до цели 10-12м

Для улучшения точности, а также  увеличения скорости выполнения броскатынзея применяем технические упражнения из волейбола – верхнюю подачу и прямой нападающий удар

Показ тренером- преподавателем или подготовленным учеником

Удар выполняется на тренажере или через сетку по закрепленному мячу.С места, с приставного шага и прыжка с 2-х ног, или применяя скамейку, набивной мяч для четкого выполнения конечной фазы разбега и выпрыгивания вверх

 

 

 

 

Для подготовки к правильному выполнению «прыжка в глубину»  и концентрации внимания.

Место спрыгивания (расстояние от шведской стенки) определяется индивидуально для удобства выполнения прыжка. При последующем прыжке вверх – около 1м, вперед - 1,5 – 2м

После каждого круга -  смена  мест  в паре.

 Для снятия напряжения в поясничном отделе после выполнения подхода делать наклоны вперед

Заключительная часть- 23 минуты

1.Медленный бег вокруг волейбольной площадки

2.Упражнения на гибкость и подвижность в суставах

 

3.Упражнения на коррекцию позвоночника, на глубокие мышцы спины (коррегирующая гимнастика), упражнения на равновесие, пассивные и динамичные висы на шведской стенке и гимнастической перекладине.

4.Упражнения на дыхание

5.Построение группы, подведение итогов (анализ работы  ребят на занятии), при необходимости- домашнее задание.

3 минуты
 
5 минут

 

10 минут

 

 

2 минуты

3 минуты

Начинаем  бег с  7-8 кругов против часовой стрелки, затем – 5-6 по часовой стрелке.

Наклоны(статические, динамические), повороты, вращения в суставах ног, рук, туловища, растягивание напряженных мышц. Упражнения выполняются в положении стоя, сидя,  у шведской стенки, а также растягивание с помощью партнера. Заканчиваем махами ногами.

 

Темп движения медленный, движения сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох

Закрыть глаза, представить себя на берегу моря. Глубокий вдох на 4-6 сек. – задержка дыхания на 2-3 секунды – полный выдох на 6-8 секунд. Повторить 6-8 раз. Наполнение легких воздухом при вдохе начинается с нижнего уровня, затем средний и верхний. Выдох также начинается с нижнего уровня легких, затем освобождаем от выдыхаемого воздуха среднюю и  верхнюю часть

Ввиду того, что нагрузка на опорно-двигательный аппарат за время занятия была значительной, заминке уделяем повышенное внимание

Для упражнений сидя и лежа положить гимнастические коврики

*Примечание:«Напрыжка» в тройном национальном прыжке (определение автора) - техническое действие, определяемое как отталкивание с одной ноги  в последнем шаге разбега и приземление на 2 ноги для выполнения  первого прыжка  (исходное положение  для  отталкивания с 2-х ног).Длина «напрыжки» определяется расстоянием от  места постановки ступни(носка обуви) толчковой ноги на последнем шаге разбега до места, где спортсмен приходит в исходное положение  для  отталкивания с 2-х ног(определяется по носку обуви).Для лучшего результата  отталкивание с 2х ног выполняют  как можно ближе к линии (в нашем случае рейке отталкивания), но не наступая на нее. Длина «напрыжки»  при разных способах выполнения тройного национального прыжка варьируется от 1,5 до 4 м и зависит от подготовки прыгуна и его роста.