Кривова О.З
Кривова Ольга Зинуровна,
методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый
дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»,
г. Нарьян-Мар
Методические рекомендации
к проведению Дня России в летнем спортивно-оздоровительном лагере
День России был поведен с воспитанниками ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта «ТРУД» - участниками летнего спортивно-оздоровительного лагеря в июне 2013 г.
В лагере было организовано 3 отряда: девочки-фигуристки (1 группа) и мальчики- хоккеисты (2 группы). Возраст детей в среднем 8-11 лет.
Празднование Дня России было организовано в виде игры по станциям.
Первая станция – «Героическая» (герои России),
Вторая станция – «Песенная» (песни о Родине, России)
Третья станция - «Народная» (обычаи, пословицы, поговорки).
Руководили тематическими станциями педагоги дополнительного образования и методист.
Цель: гражданское воспитание детей,
Задачи:
знакомство с историей государственного праздника День России,
формирование правильного поведения детей в ситуациях, где используются символы России,
создание положительных эмоций детей при работе с материалом гражданско-патриотического характера символы, песни, пословицы и поговорки и т.д.)
Ход мероприятия.
Отряды собираются в игровом зале, выстраиваются. В зале стоит подставка с флагом России, штандартом Президента РФ и знаменем Победы.
Ведущий:
Ребята! Сегодня празднуется День России. Это день рождения нашей страны. Почему этот праздник пришелся на 12 июня? .
Эта дата дважды знаменательна: 12 июня 1990 года, еще во времена СССР, первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Тогда бывшие союзные республики, входившие в состав СССР, становились независимыми и приобретали новые названия. Российская Федерация тоже закрепила название и символы нового государства. А ровно год спустя, 12 июня 1991 года, состоялись первые в истории России всенародные прямые открытые выборы президента, на которых победил Борис Николаевич Ельцин.
Ведущий подходит к стойке со знаменами.
Посмотрите на флаг России. Он представляет собой прямоугольное полотнище с бело-сине-красными горизонтальными полосами. Похожие полосы на флаге Франции, Голландии. Чтобы не ошибиться, надо помнить слово «Бейсик». Эта расшифровка поможет вам всегда узнать флаг нашей страны и определить правильно порядок полос на флаге сверху вниз: бело-сине-красная полоса.
Посмотрите также на Президентский штандарт. Это квадратное полотнище, где на фоне флага России размещен герб страны – двуглавый орел. После принесения присяги Президентом Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле и означает, что Президент находится на рабочем месте.
Для ваших бабушек, дедушек, для многих ваших родителей очень дорог еще один символ России - Знамя Победы. Знамя Победы — штурмовой флаг Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на куполе рейхстага в Берлине] военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария . По внешнему виду Знамя Победы — это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР – красное полотнище с изображением серебряной пятиконечной звездой, серпом и молотом и надписью: «150 стр. ордена Кутузова II ст. идрицк. див. 79 C.К. 3 У. А. 1 Б. Ф.» (150-я стрелковая ордена Кутузова II степени идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.»). Это Знамя сопровождает все торжественные мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной.
Ведущий:
Что еще является символами России? (Дети называют герб, гимн. Если время позволяет, можно задать вопросы об этих символах и присудить баллы тем, кто отвечает правильно и наиболее полно).
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведем игру по станциям, посвященную Дню России. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы. (Капитаны получают листы, где указана последовательность, место проведения и контрольное время прохождения станций).
Ведущий:
Вы пройдете станции «Героическая», «Песенная», «Народная». На станциях вас ждут педагоги, которые предложат вам выполнить интересные задания. Вам надо выполнить их правильно, дружно и организованно. На старт, внимание, марш!
(команды расходятся по станциям).
Содержание работы на станциях:
-Песенная – вспомнить как можно больше песен о Родине, России и спеть по 1 куплету, в конце педагог предлагает команде хором спеть одну из песен на выбор детей, тексы песен выдаются каждому ребенку. Оценивается количество песен, которые дети могут вспомнить и напеть, а также оценивается хоровое пение ( критерии – могут ли петь вместе, стараются ли или стесняются, может ли капитан руководить командой, попадают ли в мелодию).
-Героическая - детям необходимо назвать как можно больше легендарных (исторических) личностей от Древней Руси до современных героев России, рассказать о них (педагог на всякий случай имеет рассказ о 2-3 героях различных эпох, однако в нашем случае этого не понадобилось. Дети рассказывали о русских богатырях, героях войн, выдающихся спортсменах, космонавтах).
-Народная – команде необходимо вспомнить как можно больше пословиц, поговорок о родине, отчем доме, родной стороне, а также обычаи и традиции русского народа и народностей, проживающих на территории России. (Педагог на всякий случай имеет раздаточный материал с пословицами и поговорками. Поскольку предполагалось, что дети будут испытывать затруднения с пословицами и поговорками, то уже при работе с первой группой задание было облегчено – детям были выданы карточки с пословицами и поговорками, предлагалось их прочитать, запомнить и назвать по памяти как можно большее количество).
Для работы на каждой станции давалось 5 -7 минут. Педагоги оценивали работу команд в баллах (от 1 до 10 баллов), затем все команды снова собрались в игровом зале.
Ведущий: Ребята! Как вам работалось на станциях? Какие были самыми интересными? Какие – самыми трудными? (Организаторы выслушивают мнения детей.)
Ведущий: По итогам игры по станциям определился победитель (называет команду, поздравляет).
Ведущий:
Какой же день рождения без подарка? Я предлагаю командам встать в малые круги и обсудить, какой символический подарок команда хочет подарить своей Родине в день ее рождения? Три минуты на шум.
(Команды совещаются, затем капитаны «дарят» символический подарок России». В нашем случае это были: 200 олимпийских медалей в Зимней Олимпиаде в виде пьедестала и кубков, в котором лежат медали; жизнь без войны и терактов в виде солнца и веселей музыки; счастье детям и их родителям в виде образа счастливой семьи: мама, папа и двое детей.
Ведущий: Именинникам всегда поют песни. А мы закончим наше мероприятие самой главной песней России – гимном. Я напоминаю, что гимн – это символ России, и при исполнении гимна все должны встать и исполнять гимн торжественно. Кроме этого, военные отдают честь, штатские мужчины, юноши и мальчики обязаны снять головной убор. Знать текст гимна своей страны – это обязанность каждого гражданина.
(все исполнят гимн, текст проецируется на стену через видеопроектор)
Ведущий:
Спасибо всем за участие, до свидания.
(команды расходятся)
Использованная литература и материалы:
1.Символы России, Википедия
2. В.И.Даль. Избранные пословицы русского народа. М, Олма-Медиа-Групп, 2012 г.
3.Сборники песен для детей.
Приложения:
1.Маршрутный лист
2.Тексты песен (раздаточный материал)
3.Пословицы и поговорки ( раздаточный материал)
Приложение № 1
Маршрутный лист
Команда «ТРУД»
№ |
Станция |
баллы |
руководитель |
1 |
Песенная (зал хореографии | ||
---|---|---|---|
2 |
Героическая (шахматный клуб | ||
3 |
Народная ( игровой зал |
___________________________________________________ Маршрутный лист
Команда «СТАЛКЕРЫ»
№ |
Станция |
баллы |
руководитель |
Народная ( игровой зал | |||
---|---|---|---|
2 |
Песенная ( зал хореографии | ||
3 |
Героическая (шахматный клуб |
__________________________________________________
Маршрутный лист
Команда «Стрекозы»
№ |
Станция |
баллы |
руководитель |
1 |
Героическая (шахматный клуб | ||
---|---|---|---|
2 |
Народная ( игровой зал | ||
3 |
Песенная (зал хореографии |
Приложение № 2 и Приложение № 3