fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Будылина О.А.

Ведение спортивных дневников как метод самоанализа юных фигуристов.

Будылина Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД», г. Нарьян-Мар

 

 

 

Фигурное катание – это один из самых ярких, красивых, завораживающих, и одновременно, очень сложных видов спорта, требующий от спортсмена многогранной и многосторонней подготовки. Особую сложность в данном виде спорта придает то обстоятельство, что навыки катания на льду требуют от организма развитие определенных качеств, (чувство льда, чувство конька, чувство реберности, колоссального развития вестибулярного аппарата, координации движений, сильного самоконтроля всего организма и своих ощущений). К сожалению, они быстро утрачиваются, т.к. не физиологичны для нашего тела. Только многочасовые тренировки, чередующие занятия на ледовой арене и в зале, позволяют этим навыкам развиваться и совершенствоваться.

 

В деятельности педагога необходима гибкая и многогранная система воздействий, которая создает возможность эффективного влияния не только на мастерство, но и на личность юного спортсмена. Тренер, используя различные по форме и содержанию требования к юному спортсмену, достигает цели в том случае, если учитывает конкретную ситуацию, особенности характера спортсмена. А в данном случае еще приходится учитывать и географические особенности местонахождения спортсменов.

 

Подготовка спортсменов сильно усложняется тем, что дети севера уезжают на отдых, к солнечным лучам, в начале лета и возвращаются только к сентябрю месяцу. 3 календарных месяца выпадают из работы. И к началу учебного года, многие спортсмены не только теряют былую форму, но и утрачивают свои приобретенные навыки по истечению длительного времени.

 

Учитывая, что навыки развития владения коньком имели неустойчивый и кратковременный характер (юные фигуристы Ледового дворца спорта «ТРУД» занимались всего в течение 6 месяцев), ситуация их спортивной формы к началу нового учебного года была просто плачевной.

 

Известие о предстоящих выездных соревнованиях через 1,5 месяца, подвергли всех в шок, но и вместе с тем, подхлестнули к очень активной, плодотворной и обоюдной работе.

 

Оптимизм придавали трудолюбие детей, усилия воли, огромное желание быть лучшими, и здоровое чувство соперничества между собой. Девочки старались

 

- расширить и углубить теоретические знания в фигурном катании на коньках. Понимать как ближайшие, так и перспективные цели тренировок;

 

- планировать занятия не только по объему и интенсивности выполнения упражнений, но и в связи с конкретными целевыми установками на каждое занятие;

 

- оценивать каждое занятие, с учетом его результативности, анализировать ошибки и причины успехов в процессе тренировки.

 

Весьма важно было отмечать у них спортивное трудолюбие - способность юного спортсмена к преодолению специфических трудностей.

 

А в сумме это не так и мало. Работа закипела… Но как еще ускорить процесс подготовки, чтоб к старту предстать во всей форме и красе? Дилемма стояла не из «простых». И ее решению поспособствовал свой опыт спортивной жизни – САМОКОНТРОЛЬ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ!

 

Известно, что одними из важных компонентов психологической готовности фигуристов различной квалификации к соревнованиям являются самооценка и самоконтроль, формирование адекватности самооценки и самоконтроля, соответствующих реальным возможностям спортсмена, действительному уровню его подготовленности, объективным результатам его деятельности. Отработка соответствующих умений и навыков самооценки в условиях тренировок и соревнований позволяет спортсменам повышать эффективность управления деятельностью в условиях соревновательной борьбы.

 

Самовоспитание юного спортсмена - его сознательная деятельность, направленная на изменение своей личности, обязательно рано или поздно, принесет свои плоды. Главное его правильно организовать - вот задача, которая стояла первой. Смущало несколько обстоятельство юного возраста спортсменов. Самой старшей девочке 10 лет, младшей всего 8. Но, выбирать, как говориться было некогда. Поэтому из наиболее распространенных способов и приемов самовоспитания были избраны приемы активной саморегуляции эмоциональных состояний: самоконтроль, самоанализ, самооценка, самоотчет. Для этого мы ввели спортивные дневники, куда девочки вносили свои записи относительно тренировок. И - работа с видеотехникой. Запись, полный анализ элементов, прокатов танцев на ледовой тренировке, исправление ошибок и оттачивание движений в зале.

 

Дневники еженедельно мною проверялись. В них шел письменный диалог с каждой. Важно заметить, что по истечении времени, записи в дневниках значительно изменились. Улавливалась уже нотка взрослой заинтересованности в том, что они делают, как что-то нужно исправить, над чем поработать. Детальный разбор сложных, плохо получающихся элементов происходил не только с помощью физического действия, но и приходилось обдуманно излагать свои действия на бумаге и еще раз осмысливать свои движения. Видеоматериалы помогали им видеть себя со стороны. Ошибки понимались и воспринимались глубже. Каждая старалась тут же их исправить, что-то усовершенствовать. В целом, у девочек, появилось больше осознанности и серьезности в своей работе на тренировках, понимание работы стало более ответственным, дисциплинированным, профессиональным, с большей самоотдачей и целеустремленностью.

 

Спортивный характер - комплексное проявление особенностей личности. Он складывался и совершенствовался на глазах, что было очень приятно отмечать.

 

К старту девочки приобрели серьезную «боевую» и психологическую форму. Все это явилось составляющей их успешного выступления на первых в жизни выездных соревнованиях. Двое из девочек стали призерами соревнований, трое – выполнили разряды. Интересно было знакомиться с их самоанализом выступлений на соревнованиях. Осознанием своих ошибок, неудач. И постановками для себя новых целей, помогающих для них преодолеть свою неуверенность, стать лучше, сильнее - а значит, победить в следующий раз.

 

Адекватная самооценка явилась необходимым качеством спортивного характера моих фигуристок, важным «внутренним» условием достижения спортивного результата.

 

            Дневники мы продолжаем вести, методично заполняя каждую тренировку. Дети растут, ставя и решая перед собой новые цели - записи совершенствуются.

 

Приятно осознавать, что ты, тренер, способствуешь разностороннему развитию ребенка. Это и совершенствование физического развития, и становление характера будущего взрослого человека. Проходя в условиях учебно-тренировочных занятий, соревнований, определенные испытания, в первую очередь воспитываются волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели. Потому что САМОАНАЛИЗ и САМОКОНТРОЛЬ у этих детей намного совершеннее, чем у обычных сверстников. А все это им, я уверена, пригодится в дальнейшей взрослой жизни!

 

 (Статья опубликована в сборнике «Современные научно-методические основы к преподаванию физкультуры в контексте ФГОС нового поколения», Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Архангельск, 2013)

­Свяжитесь с нами

Обращения граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Информация о порядке обращений и приёма граждан Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.

Если вы хотите получить больше информации, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Пожалуйста, заполните все обязательные поля.
Отправляя эту форму, вы принимаете нашу политику конфиденциальности.
Выберете файлы для прикрепления
Размер ограничения для каждого файла 100 MB
    captcha
    Перезагрузить