Кисляков Н. В.
Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств
у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт».
На базе детско-юношеской спортивной школы «Старт» детские группы для занятий теннисом сформировались и начали работу с ноября 2000 года. Занятия проводятся согласно программе спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы «Старт» по теннису, утверждённой директором школы. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования РФ и Минспорта РФ.
Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до теннисиста высокого класса. Весь период подготовки составляет не менее 8 - 10 лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования.
Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развитие специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышения интереса к занятиям теннисом.
Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную деятельность, а также средства и методы подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения игровых упражнений.
Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике.
В ДЮСШ «Старт» каждый учебный год занимающиеся в группах тенниса (спортивно-оздоровительные, начальной подготовки и тренировочного этапа группы) сдают тесты по общефизической, специальной физической подготовке, технической в сентябре, январе и мае, июне.
Заметен рост результатов в оснащении техническими приёмами и ведением игры по заданным параметрам.
В данной работе проанализирована динамика роста физических качеств семи занимающихся в тренировочных группах в трех годичном периоде(2010-2011-2012 гг) двух возрастных группах – до 12 лет и старше 12 лет и обеих полов (юноши и девушки).
Тестировались физические качества:
скорость – бег на 20 метров (максимально быстро пробежать);
частота движений – максимальное количество прыжков на скакалке одновременным толчком двумя ногами за 60 секунд, максимально быстрое передвижение пятью различными способами на тренировочной лестнице (14 квадратов);
быстрота реакции на движущийся объект и частично быстрота одиночного движения – ловля гимнастической палки с нанесенным на неё градацией с шагом 5 мм;
скоростно-силовые качества – метание набивного мяча весом 1кг движением подачи, прыжок вверх с места толчком двух ног, прыжок в длину с места толчком двух ног и тройной прыжок с места толчком двух ног, максимально быстро выполнить 6 полных поворотов плеч с гимнастической палкой на плечах, ноги на ширине плеч;
сила – сгибание и разгибание рук в положении упора лёжа, сила кисти рук, подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под 90 градусов, стопы ног на полу, руки за головой;
выносливость – пробежать максимальною дистанцию за 6 минут;
алактатно-анаэробная выносливость – «челнок» максимально быстро пробежать шесть раз восьми метровый отрезок (6Х8 метров) по направлению вправо-влево попеременно вдоль задней линии корта;
способность выполнение лактатно-анаэробной работа - 3-кратный «веер» максимально быстро трёхкратно пробежать поочерёдно пять четырёх метровых отрезков.
Участники на период начало тестирования и по настоящее время имели и имеют разную степень тренированности, различную теннисную подготовку и продолжительность занятий теннисом. Все тестируемые ежегодно принимали и принимают участие в муниципальных и региональных соревнованиях по теннису. Сильнейшие участвуют в соревнованиях РТТ (НП «Российский теннисный тур»).
Рассмотрим таблицу.
(рост показателей развития физических качеств участников в % соотношении 2010 г к 2012 г)
Таблица 1.
| Физические качества | участники | ||||||
| А.Б. | А.П. | А.Я. | К.У. | И.У. | Н.Б. | К.Ж. | |
| Скорость | 13,2 | 13 | 11,3 | 19 | 8,0 | 8,5 | 8,1 | 
| Частота движений | 7,94 | 62,23 | 23,3 | 147,6 | 13,5 | 12,6 | 34,8 | 
| Скоростно-силовые | 47,3 | 30,9 | 20,15 | 35,6 | 21,6 | 21,86 | 16,6 | 
| Сила | 143 | 30 | 22,2 | 108 | 52 | 60 | 67 | 
| Алактатно-анаэробная | 10,2 | 21,7 | 12,1 | 15,4 | 17,5 | 17,29 | 5 | 
| Лактатно-анаэробная | 16,8 | 4,45 | 5,28 | 9,54 | 9,7 | 9,87 | 20 | 
| Выносливость | 27,2 | 7,6 | 33,0 | 21,4 | 25 | 0 | 3 | 
| Реакция | 18,0 | 100 | 85 | 85,3 | 50 | 75 | 50 | 
Из представленных в таблице данных видно, что различные физические качества имеют разную динамику развития у учащихся. Это связано как с возрастными характеристиками (сенситивный период) того или иного качества, так и с продолжительностью (опытом) спортивной подготовки.
В данной таблице не отражено отношение учащихся к тренировочному процессу, но как тренер этих спортсменов заверяю, что лучшую динамику развития показывают занимающиеся, за которыми не числятся пропуски тренировок.
Во второй таблице приведены данные развития качеств (максимальный и минимальный рост и усреднённые значения по показателям всех тестируемых, а также с градацией возрастных групп).
Таблица 2
| Физические качества | min | max | средн. | до 12 лет | 12 лет + | 
| Скорость | 8 % | 19 % | 11,5 % | 14,125 % | 8,16 % | 
| Частота движений | 7,94 % | 147 % | 77,47 % | 60,26 % | 20,30 % | 
| Скоростно-силовые | 16,6 % | 47,3 % | 27,7 % | 33,49 % | 20,02 % | 
| Сила | 22,2 % | 143 % | 68,8 % | 75,8 % | 59,6 % | 
| Алактатно-анаэробная | 5 % | 21,7 % | 14,17 % | 14,85 % | 13,26 % | 
| Лактатно-анаэробная | 4,45 % | 16,8 % | 10,8 % | 9,01 % | 13,26 % | 
| Выносливость | 3 % | 33 % | 16,74 % | 22,30 % | 28 % | 
| Реакция | 18 % | 100 % | 66,18 % | 72,02 % | 58,3 % | 
Из данных второй таблицы можно сделать (подтвердить) вывод о гетерохромном развитии разных физических качеств у детей и подростков.
Активно растут показатели у занимающихся в возрасте до 12 лет связанных со скоростными качествами во всех её проявлениях (скорость, частота движений, реакция одиночного движения и на движущийся объект). В группах старше 12 лет заметен прирост силы (абсолютных силовых способностей).
Вывод. Влияние тренировочных занятий на физическое развитие детей трудно переоценить. В зависимости от времени занятий (опыта), индивидуальных качеств (предрасположенности), возраста занимающихся и методического обеспечения тренировочного процесса текущие результаты могут разниться в разы и даже на порядок. При систематических занятиях (работой над качествами), как правило, происходит постоянный рост результатов, заметный даже в периодизации одного-двух мезоциклов.
Тренировка физических качеств даёт больший эффект при учёте сенситивных периодов для того или иного физического качества и функциональных способностей организма.
Тренер-преподаватель по теннису
МБОУДОД ДЮСШ «Старт»
Кисляков Н. В.
 (818-53) 2-17-14
(818-53) 2-17-14  







