Кривова О.З.
Система ожиданий РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК
в дополнительном образовании
Кривова О.З. методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Педагоги дополнительного образования (тренеры-преподаватели), говоря о результатах свой и чужой профессиональной тренерской деятельности, часто говорят: «Я же должен показать результат!» или «И где же результат?». При этом под результатом они в первую очередь понимают спортивные успехи и достижения своих воспитанников: победы в соревнованиях, полученные спортивные разряды, завоеванные титулы и медали.
При таком фокусе внимания педагога (тренера) главным становится развитие физических качеств юных спортсменов. Недостаточное внимание при этом уделяется тому, какие убеждения формируются в голове у воспитанника, какие нравственные качества он несет в себе. Не секрет, что в лихие «90» лидерами многих преступных группировок были спортсмены, да еще с громкими именами, да и сегодня нередко по уголовным делам проходят многие молодые люди, успешно выполнившие образовательные программы по определенному виду спорта.
Ненецкий автономный округ занимает печальное 4 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню подростковой преступности. Работа по профилактике правонарушений является приоритетной для округа, и в частности, для наших работодателей - управлений образования города Нарьян-Мара, Заполярного района и округа.
Поэтому они в качестве первоочередных задач ставят перед учреждениями дополнительного образования не только спортивную, а нравственную задачу: научить детей вести здоровый образ жизни, соблюдать спортивный режим, выбирать себе хороших друзей. Это ожидания наших работодателей.
Каковы ожидания родителей, которые приводят детей в спортивные группы?
В Ледовом дворце спорта «ТРУД» было проведено анкетирование среди родителей и детей, занимающихся в группах спортивной направленности.
По итогам опроса родители проранжировали заданные утверждения, и их выбор выглядит так:
1.Ребенок станет здоровым и будет меньше болеть
2. Ребенок станет физически крепким, приобретет красивое тело, осанку
3. Ребенок научится следовать правильному режиму, здоровым привычкам
4. Ребенок станет увереннее в себе и успешнее
5. Ребенок сможет получить спортивные разряды, медали, грамоты
6. Ребенок будет занят и приобретет хороших друзей
7. Ребенок сможет в будущем сделать спорт своей профессией
8. Ребенок будет выезжать на соревнования.
В анкетировании приняло участие 99 родителей.
При этом надо отметить, что по группам видов спорта, которыми занимаются дети, мнения родителей все-таки варьировались. Так, на 5 позицию поднялось утверждение Ребенок сможет получить спортивные разряды благодаря родителям юных хоккеистов, т. к. по их ранжированию это утверждение стоит на третьем месте после правильного режима (1 место) и ценностей здоровья (2 место). Вероятно, на такой выбор повлияли две поездки на соревнования в Вологду ( соревнования «Золотая шайба») и в Архангельск ( турнир на приз губернатора Архангельской области), которые состоялись у детей в течение учебного года. Родители детей, занимающихся бальными танцами, настольным теннисом и пауэрлифтингом, в ведущую пятерку выбирают здоровье, правильный режим, красивое тело, уверенность и успешность, занятость и друзей.
Дети (131 анкета) в целом ожидают от занятий в Ледовом дворце спорта по нисходящей:
1. Я стану здоровым и буду меньше болеть
2. Я стану физически крепким, у меня будет красивая фигура, осанка
3. Я буду выезжать на соревнования.
4. Я стану увереннее в себе и успешнее
5. Спорт, возможно, станет моей профессией
6. Я буду занят интересным делом и приобрету хороших друзей
7. Я научусь правильному режиму, здоровым привычкам
8. Я смогу получить спортивные разряды, медали, грамоты
Причем общая картина тоже отличается от выборов детей в зависимости от вида спорта, которым они занимаются. Спортивные разряды важны для ребят, занимающихся настольным теннисом, а также для детей, пришедших в группы бальных танцев (3 и 4 позиция). Этот выбор не очень важен фигуристам, у них в пятерку выборов эта позиция не вошла, и не важен хоккеистам - она у них на восьмом месте.
Что касается выездов на соревнования, то это важно юным хоккеистам и фигуристам: 3 и 5 позиции соответственно.
Так что выборы детей и родителей совпадают только в первых двух позициях (здоровье, красивое тело и осанка), в дальнейшем расходятся. Педагогам и родителям групп конкретных видов спорта важно это учитывать, а также обратить внимание на то, что на предпоследнее место дети поставили правильный режим и здоровые привычки, а также не связали желание выезжать на соревнования (3 позиция) и стремление сделать спорт своей профессией (5 позиция) с полученными спортивными результатами (8 место в рейтинге). Возможно, такие результаты анкетирования отражают нереалистические ожидания наших детей, сформированные рассказами «глянцевых» СМИ о «звездной» жизни профессиональных спортсменов.
Общий вывод: родители и дети в первую очередь нацелены на внутренний результат (здоровье и внешность). Значимость спортивных результатов у детей на восьмом, а у родителей на пятом.
Позиции педагогов и родителей совпали по первому утверждению. – здоровье детей. На второе место педагоги ставят спортивный режим, правильные привычки, а родители – спортивное тело, осанку. На третье место педагоги ставят уверенность, успешность, затем спортивное тело и о красивую осанку, на пятом месте – занятость интересным делом и друзья. Позиция пятая отличает педагогов и родителей, т. к. родители на это место ставят спортивные успехи (разряды, медали).
Исследование выявило основное противоречие: оно между детьми и взрослыми (родителями и педагогами) и касается оно выездов на соревнования, спортивного режима и формирования правильных привычек, а также стремления в будущем зарабатывать на жизнь при помощи спорта, не заботясь, впрочем, о спортивных результатах. Дети отводят спортивному режиму предпоследнее место, а взрослые обоснованно выводят на первые позиции. Причем в лице родителей педагоги получают мощную поддержку, так как в целом выборы наших педагогов почти полностью соответствуют выбору родителей. Педагоги в соответствии с компетентностным подходом в первую очередь ставят перед собой задачу сформировать у детей базовые компетенции в здоровом образе жизни, формировать физическую культуру воспитанников, повышать их самооценку.
Понимание всего вышеизложенного требует от вдумчивого педагога некоторой корректировки учебно-тематического плана, чтобы не только обеспечить тот результат, который ожидают от него работодатели, родители и дети, но и повлиять на систему ожиданий своих воспитанников.