fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Новости

Колесникова Т.Н

Содержание материала

1. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА  есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод имитации.

Суть заключается,  в том, что воспитатель организует игру, в которой имитируется жизненная ситуация, которую необходимо решить воспитанникам и выработать стандартный способ действий.

Данный метод систематизирует использование следующих педагогических приемов: социальной роли, анализ сложных жизненных ситуаций для воспитанников, правила игры, контроль за действиями участников, индивидуальные подсказки оценка.

Выбор названия обусловлен целенаправленным воздействием на освоение учащимися внешних норм и правил в процессе игры-подражания.

Подобные игры достаточно часто применяются к практике воспитателей и направлены, прежде всего, на освоение трудных, скучных, не привлекательных с детской точки зрения правил жизни. К примеру, наведение частоты и порядка после уроков и игровых занятий. Каждый воспитатель знает, что дети быстрее и лучше уберут за собой игрушки, если их «превратить»  в роботы, убирающие территорию, уборочные машины и т.д. Каждый воспитатель, используя подобную игру, обращает внимание на свои приоритеты, что делает данную группу игр разнообразным. Поэтому, возможны и другие названия подобной группы игр:

  •  Нормативно – формирующие игры, т.к. в процессе подобных игр формируется готовность воспитанника выполнять те или иные нормы человеческого общежития.
  •  Игры с жесткими правилами, т.к. в процессе подобных игр воспитатель ставит четкие правила и следит за их выполнением, любой нарушитель правил удаляется из игры. Победителями игры становятся самые исполнительные, и подсознательно формируется привычка соблюдать правила.
  •  Дидактические, обучающие игры, т.к. воспитатель приучает в процессе игры действовать определенным способом и соблюдать соответствующий алгоритм действий. Особенно активно такие игры используются при обучении чтению, письму, мытью посуды, переходу дороги и т.д.

Самое сложное при организации подобных игр сделать их действительно играми, т.е. деятельностью интересной ребенку и выполняемой им с удовольствием. Существует удивительный парадокс заключающийся в том, что многие дети считают учебу или труд обязательными занятиями и терпят, даже если им не нравится. Зато, если им предложили поиграть, они  часто отказываются, потому что считают, что играть надо только тогда и только то, что нравиться. В вязи с этим, очень часто от учителей и воспитателей начальных классов можно слышать: «мои дети уже слишком взрослые и не хотят играть, а хотят учиться и трудиться». Увы, речь идет лишь о том, что воспитанники не хотят играть в игры, предложенные воспитателем, потому, что они им не  интересны, а обязательных для исполнения игр не бывает. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы предложить воспитанникам такую игру, которая бы увлекла их, но при этом решала бы поставленные воспитателем задачи.

Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на формирование устойчивого  интереса воспитанника к участию в игровой деятельности. для этого воспитатель интересуется у воспитанников кем бы они хотели стать, чем они будут заниматься когда они станут взрослыми. Выслушав детские ответы и поблагодарив их за откровенность воспитатель предлагает воспитанникам выполнить его мечту. Эта мечта заключается в том, чтобы увидеть воспитанников в определенной роли. Например, космонавтов, начальников, помощников учителя. Излагая важность предлагаемой роли педагог формирует желания у воспитанников ее сыграть. Когда большинство воспитанников изъявляет желание, происходит переход на следующий этап.

Этап 2. Игровая ситуация позволяет конкретизировать игровые действия в рамках выбранной роли предлагаемая ситуация с одной стороны должна быть конкретной и понятной, а с другой стороны привлекательной. К примеру, воспитатель рассказывает жуткую историю о том, как борются космонавты с пылью, как она улетает от них в невесомости, прячется в самые неожиданные места, мешает дышать и говорить. Изложив ситуацию воспитатель предлагает ее преодолеть: «Представьте себе, что мы космонавты и в нашем классе – космическом корабле предстоит победить пыль». Готовность детей к разрешению предлагаемой ситуации предлагает перейти к следующему этапу.

Этап 3. Ролевое распределение дает возможность каждому воспитаннику взять на себя определенные игровые обязательства, которые ему может предложить воспитатель. К примеру, воспитатель с учетом желаний воспитанников помогает им определить объекты космического корабля, которые они буду избавлять от пыли. Фактически данный этап можно обозначить получение игрового задания. Он может завершиться тем, что каждый воспитанник проговорит свое задание: «я сейчас буду…».

Этап 4. Игровое действие направлен на организацию игрового действия, каждый воспитанник выполняет взятые на себя обязательства: убирает пыль, разучивает стихи, рисует картину и т.д. Воспитатель взяв на себя роль контролера внимательно следит за деятельностью воспитанников, в случае необходимости оказывая им посильную помощь или даже, в особых случаях исключая из игры. Этап завершается, когда большинство воспитанников справилось с взятыми на себя обязательствами.

Этап 5. Финал игры позволяет оценить действия воспитанников в рамках определенной роли. К примеру, воспитатель всем успешно выполнившим задание  вручает знак «За чистоту космического корабля». Воспитанники анализируют, что было самым важным для них  в ходе выполнения задания.

Этап 6. Игровые впечатления способствует осмыслению проведенной игры и ее влиянию на реальную жизнь воспитанников. Для этого воспитатель возвращает воспитанников к роли учеников, благодарит за интересную игру и выясняет, где кроме профессии космонавта может пригодиться умение убирать пыль и наводить частоту. Финальным аккордом данной игры будут слова воспитателя о важности чистоты в жизни и о том, что наводить чистоту и порядок тоже бывает интересно.

2. УВЛЕКАТЕЛЬН0-НАЗИДАТЕЛЬНАЯ  ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового заражения.

Суть заключается,  в том, что воспитатель организует эмоциональную игровую ситуацию,  воздействующую на развитие воспитанников. 

Выбор названия обусловлен организацией игровой ситуации,  которая воздействует на жизненные ценности и смыслы воспитанника, увлеченного игрой. «Сказка ложь да в ней намек» являются девизом подобной игры. Подобная игра бережно, тактично, культурно пробуждает в воспитаннике необходимые ценности.  Возможны и другие названия подобной группы игр:

  •  Ценностно-ориентационные игры, т.к. основной задачей воспитателя в таких играх является приобщение воспитанника к определенным ценностям.
  •  Педагогически-заразительные игры, т.к., по сути, воспитатель эмоционально настраивает, «заражает» воспитанника особым отношением к жизни.
  • Культурно-нравственные игры, т.к. воспитатель, используя игры как культурное средство, способствует формированию нравственных ценностей воспитанника, т.к. они составляют основу жизненной позиции любого человека.

Этап 1 «Вовлечение в игру» направлен на создание настроения на игру. Н.Е. Щуркова, чьи игровые методики очень точно вписываются в наше понимание увлекательно-назидательной игры, обозначает данный этап как пролог, направленный на разогрев группы для создания благоприятной атмосферы. В качестве способов осуществления пролога она выделяет:

  •  Обращение к детям, подчеркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы (дамы и господа, друзья, судари и сударыни, мои дорогие, уважаемые мыслители и т.д.).
  •  Появление заботы об устройстве всех детей для предстоящей духовной работы (всем ли удобно? Все ли хорошо расположились?).
  •  Персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий (как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?).
  •  Педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение).
  •  Предварительный вопрос, направляющий внимание участников на какую то проблему жизни, - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.

Этап 2. Игровая ситуация позволяет погрузить воспитанников в игровой сюжет. Для этого воспитатель предлагает этот сюжет как определенную жизненную историю, сказку, притчу. Очень часто в подобных играх берется известная всем ситуация, к  примеру, сюжеты русских народных сказок: «репка», «теремок», «курочка – ряба» и т.д. Изложение сюжета завершается  определенной проблемой: не может дед вытянуть репку, плачут дед и баба, потому, что разбилось яичко, ни кто не способен рассмешить царевну – Несмеяну и т.д. Выбор сюжет определяется возрастом участников игры и главная задача, чтобы он был для них привлекательным.