fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Гербова Е.Ю

Применение подвижных игр при начальном обучении плаванию

Е. Ю. Гербова,

педагог дополнительного образования детей

ГБОУ ДОД НАО

Дворец спорта для детей и юношества «Норд»

 

Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия. Роль игры при занятиях плаванием с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок не задумываясь выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Хочется рассмотреть особенности применения игрового метода и содержание некоторых игровых упражнений, в частности, эстафет, которые могут использоваться педагогом дополнительного образования при обучении детей плаванию. Особенно, кто испытывает сложность в освоении с водой, по сравнению с основной массой сверстников.

Используемые мною некоторые педагогические приемы проведения игр и эстафет позволяют не просто изучать, совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширять диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде. Мой опыт работы с детьми в учебном бассейне Дворца спорта «Норд» показал, что при работе с детьми дошкольного возраста с их неустойчивой психикой, ослабленным вниманием и трудностями концентрации внимания, эти приемы наиболее эффективны.

На этапе освоения с водой показал свою высокую эффективность такой педагогический прием как выполнение упражнений без потери физического контакта между членами команды при проведении эстафет. Дети одной команды держатся друг за друга при движении вдоль бассейна. Ощущение поддержки, чаще всего за пояс, позволяет детям чувствовать себя безопасно, что особенно важно на начальном этапе освоении с водой. Как только дети развивают способность самостоятельно и свободно передвигаться по площади бассейна, такая эстафета используется реже. (Например: игроки команды, друг за другом спускаясь в бассейн, берут за пояс предыдущего. Их задача – как можно быстрее пройти по дну бассейна «паровозиком» не расцепившись. Если дети падают или теряют контакт друг с другом, команда возвращается к началу действия. Такое взаимодействие способствует дружбе и товариществу детей).

Следующий педагогический прием – использование упражнений с предметами. Использование вспомогательных средств при обучении плаванию не вызывает вопросов и широко применяется.  В нашем бассейне кроме классических плавательных досок и надувных приспособлений, используется также новое спортивное оборудование: колобашки, лопатки на руки, ласты и др. Используя разнообразное спортивное оборудование, дети без боязни осваивают все пространство бассейна, не боясь отрываться от бортика. Также это спортивное оборудование используется для проведения игр и эстафет. Дети очень любят использовать их и во время свободного плавания. Считается, что при улучшении техники движений потребность в поддерживающих средствах снижается. Однако опыт показывает, что поддерживающие средства можно использовать не только собственно для поддержки плавучести ребенка, но и для расширения арсенала двигательных возможностей детей, развития их изобретательности в воде и овладения собственными приемами передвижения в воде. Правильно поставленная техника плавания недостаточна для того, чтобы обеспечить комфорт и выживаемость в воде в последующей жизни детей. Наблюдая за поведением детей во время свободного плавания, я заметила, что они соревнуются за обладание предметами, и с огромным удовольствием и изобретательностью их используют. Использование эстафет с предметами показало, что дети настолько увлекаются достижением поставленной цели, что перестают бояться воды, не теряются, когда с ними что-то происходит (случайное столкновение, или если необходимо сделать сложное движение).

Известно, что, увлекшись игрой, дети часто не думают о выполнении педагогической задачи, которую ставит перед ними педагог, и если педагог не будет обращать внимание на их движения, ошибки в технике могут стать привычными и закрепятся. Педагогический прием, который предлагается, заключается в том, что победа в эстафете присуждается поэтапно, и только той команде или пловцу, который не только быстрее других преодолеет нужное расстояние, но и выполнит движения наиболее правильно. (Например: держа в одной руке маленький мяч, ребёнок выполняет гребок другой рукой. Требуется соблюдать технику гребка (правильный вход руки в воду, длину гребка, траекторию, пронос над водой). Эстафеты повторяются несколько раз, чтобы добиться нужного качества гребка. После каждого этапа я обращаю внимание на правильное выполнение элементов, и дети нацеливаются на еще более лучшее исполнение движений, чтобы опередить соперников. Промежуточные победители не поощряются, и победителем объявляется только команда, выигравшая с наилучшей техникой гребка).

Следующий педагогический прием - это изобретение детьми упражнений, новых игр и эстафет. Свободное плавание обычно используется в заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. Я использую это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов. Кроме того, детям часто даются задания на изобретение новых игр. Для спортивного творчества используются не только круги и доски, но и различные спортивные предметы: ласты, мячи, игрушки.

Игры на воде – самый эффективный способ научить детей не бояться воды, освоиться в ней, получить первые навыки плавания.