fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Мамай И.М., Кривова О.З.

Формирование лидерских качеств в ходе тренировок настольным теннисом

 

Мамай И.М., педагог дополнительного образования, Кривова О.З.

ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД» 

Настольный теннис – не очень популярный вид спорта в округе и в России в целом. Другие виды спорта привлекают детей зрелищностью, «раскрученностью» в спортивных газетах и программах, теле- и радиоэфирах. Настольный теннис кажется легким видом спорта: столы для настольного тенниса стоят в коридорах учебных заведений, в офисах, в парках и на уличных площадках. И в итоге много людей считают, что они умеют играть в настольный теннис хорошо. Но фокус в том, что эта игра сложная, она требует колоссальной координации всего тела, мгновенной реакции и точности. А эти качества доводятся до автоматизма многолетней работой. И именно эта часть тренировок многом детям кажется неинтересной и монотонной. Ребята, достигнув небольших результатов, уходят в другие виды спорта.

Поэтому я делаю упор на организацию общения в детском коллективе, на формирование лидерских качеств воспитанников в ходе тренировок. Я пытаюсь замотивировать детей другими вещами, которые имеют отношение к общим компетентностям. Я считаю, что главное, что могут взять дети из занятий - это общее физическое развитие, хорошую осанку и спортивную фигуру, умение играть в настольный теннис на достаточном уровне, чтобы в будущем выигрывать офисные соревнования, навыки общения, а также лидерские качества, необходимые в любой работе и в любом коллективе. 

Выработка лидерских качеств осуществляется с помощью такого приема: на каждом занятии я поручаю одному из воспитанников провести часть разминки или всю разминку. При таком делегировании полномочий педагога детям это может быть показ, объяснение конкретного упражнения, проведение разминки или части тренировки в целом.

На первых порах детям это давалось с большим трудом. Они стеснялись, говорили нечетко, медленно, с вопросительной интонацией и все время смотрели на меня, а не на товарищей, которым подавали команды. Некоторые отказывались от возможности «покомандовать» сверстниками. Но постепенно, по мере того как эта процедура стала привычной на тренировках они, что называется «вошли во вкус». Постепенно, с течением времени, ребята стали придумывать упражнения, вспоминать те интересные упражнения, которые они выполняли на тренировках или в других секциях. Более того упражнения стали выполняться качественно без стеснения, пропала боязнь ошибиться, пришла уверенность в себе. Появилось желание ходить на тренировки не потому, что они понимали, что постепенно развиваются в смысле лидерских качеств, сколько потому, что им стало интересно «командовать» сверстниками. Ребята больше стали понимать друг друга. Появилась решительность (у каждого в разной степени), дети стали не только радоваться, когда у них что то выходило, но и размышлять, почему у них что то не получилось (анализировать ошибки). 

Делегирование полномочий детям может занимать некоторое время на тренировках, сложно детей организовать, многие не понимают, что от них хотят. Бывают и такие ребята, которые вообще не хотели очень долгое время выходить впереди всех, на всеобщее обозрение.

К сожалению, под воздействием желания получить результат часто тренеры забывают о том, что многие ребята не станут профессиональными спортсменами. И поэтому, работая на спортивный результат, очень часто забывается, что от педагогов должны выходить гармонично развитые люди с желанием заниматься физической культурой и любовью к активной жизни.