fone(818-53) 2-17-14  Обратная связь
Режим работы: 08.00-22.00
ГБУ ДО НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
г. Нарьян-Мар,ул Калмыкова д. 6 а

Кисляков Н. В.

Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств
у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт».

На базе детско-юношеской спортивной школы «Старт» детские группы для занятий теннисом сформировались и начали работу с ноября 2000 года. Занятия проводятся согласно программе спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы «Старт» по теннису, утверждённой директором школы. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования РФ и Минспорта РФ.

Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до теннисиста высокого класса. Весь период подготовки составляет не менее 8 - 10 лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования.

Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развитие специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышения интереса к занятиям теннисом.

            Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную деятельность, а также средства и методы подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения игровых упражнений.

Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике.

            В ДЮСШ «Старт» каждый учебный год занимающиеся в группах тенниса (спортивно-оздоровительные, начальной подготовки и тренировочного этапа группы) сдают тесты по общефизической, специальной физической подготовке, технической в сентябре, январе и мае, июне.

Заметен рост результатов в оснащении техническими приёмами и ведением игры по заданным параметрам.

В данной работе проанализирована динамика роста физических качеств семи занимающихся в тренировочных группах в трех годичном периоде(2010-2011-2012 гг) двух возрастных группах – до 12 лет и старше 12 лет и обеих полов (юноши и девушки).

Тестировались физические качества:

скорость – бег на 20 метров (максимально быстро пробежать);

частота движений – максимальное количество прыжков на скакалке одновременным толчком двумя ногами за 60 секунд, максимально быстрое передвижение пятью различными способами на тренировочной лестнице (14 квадратов);

быстрота реакции на движущийся объект и частично быстрота одиночного движения – ловля гимнастической палки с нанесенным на неё градацией с шагом 5 мм;

скоростно-силовые качества – метание набивного мяча весом 1кг движением подачи, прыжок вверх с места толчком двух ног, прыжок в длину с места толчком двух ног и тройной прыжок с места толчком двух ног, максимально быстро выполнить 6 полных поворотов плеч с гимнастической палкой на плечах, ноги на ширине плеч;

сила – сгибание и разгибание рук в положении упора лёжа, сила кисти рук, подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под 90 градусов, стопы ног на полу, руки за головой;

выносливость – пробежать максимальною дистанцию за 6 минут;

алактатно-анаэробная выносливость – «челнок» максимально быстро пробежать шесть раз восьми метровый отрезок (6Х8 метров) по направлению вправо-влево попеременно вдоль задней линии корта;

способность выполнение лактатно-анаэробной работа - 3-кратный «веер» максимально быстро трёхкратно пробежать поочерёдно пять четырёх метровых отрезков.

Участники на период начало тестирования и по настоящее время имели и имеют разную степень тренированности, различную теннисную подготовку и продолжительность занятий теннисом. Все тестируемые ежегодно принимали и принимают участие в муниципальных и региональных соревнованиях по теннису. Сильнейшие участвуют в соревнованиях РТТ (НП «Российский теннисный тур»).

Рассмотрим таблицу.

(рост показателей развития физических качеств участников в % соотношении 2010 г к 2012 г)

Таблица 1.

Физические качества

участники

А.Б.

А.П.

А.Я.

К.У.

И.У.

Н.Б.

К.Ж.

Скорость

13,2

13

11,3

19

8,0

8,5

8,1

Частота движений

7,94

62,23

23,3

147,6

13,5

12,6

34,8

Скоростно-силовые

47,3

30,9

20,15

35,6

21,6

21,86

16,6

Сила

143

30

22,2

108

52

60

67

Алактатно-анаэробная

10,2

21,7

12,1

15,4

17,5

17,29

5

Лактатно-анаэробная

16,8

4,45

5,28

9,54

9,7

9,87

20

Выносливость

27,2

7,6

33,0

21,4

25

0

3

Реакция

18,0

100

85

85,3

50

75

50

Из представленных в таблице данных видно, что различные физические качества имеют разную динамику развития у учащихся. Это связано как с возрастными характеристиками (сенситивный период) того или иного качества, так и с продолжительностью (опытом) спортивной подготовки.

В данной таблице не отражено отношение учащихся к тренировочному процессу, но как тренер этих спортсменов заверяю, что лучшую динамику развития показывают занимающиеся, за которыми не числятся пропуски тренировок.

Во второй таблице приведены данные развития качеств (максимальный и минимальный рост и усреднённые значения по показателям всех тестируемых, а также с градацией возрастных групп).

Таблица 2

Физические качества

min

max

средн.

до 12 лет

12 лет +

Скорость

8 %

19 %

11,5 %

14,125 %

8,16 %

Частота движений

7,94 %

147 %

77,47 %

60,26 %

20,30 %

Скоростно-силовые

16,6 %

47,3 %

27,7 %

33,49 %

20,02 %

Сила

22,2 %

143 %

68,8 %

75,8 %

59,6 %

Алактатно-анаэробная

5 %

21,7 %

14,17 %

14,85 %

13,26 %

Лактатно-анаэробная

4,45 %

16,8 %

10,8 %

9,01 %

13,26 %

Выносливость

3 %

33 %

16,74 %

22,30 %

28 %

Реакция

18 %

100 %

66,18 %

72,02 %

58,3 %

Из данных второй таблицы можно сделать (подтвердить) вывод о гетерохромном развитии разных физических качеств у детей и подростков.

Активно растут показатели у занимающихся в возрасте до 12 лет связанных со скоростными качествами во всех её проявлениях (скорость, частота движений, реакция одиночного движения и на движущийся объект). В группах старше 12 лет заметен прирост силы (абсолютных силовых способностей).

Вывод. Влияние тренировочных занятий на физическое развитие детей трудно переоценить. В зависимости от времени занятий (опыта), индивидуальных качеств (предрасположенности), возраста занимающихся и методического обеспечения тренировочного процесса текущие результаты могут разниться в разы и даже на порядок. При систематических занятиях (работой над качествами), как правило, происходит постоянный рост результатов, заметный даже в периодизации одного-двух мезоциклов.

Тренировка физических качеств даёт больший эффект при учёте сенситивных периодов для того или иного физического качества и функциональных способностей организма.

Тренер-преподаватель по теннису

МБОУДОД ДЮСШ «Старт»

Кисляков Н. В.